Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Петрове А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Дата И.С. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 15 мая 2019 года, которым постановлено:
"Признать информацию, распространенную на сайте.., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (Старокаширское шоссе, д. 2, корп. 10, ГСП-7, Москва, 117997) для внесения информации о доменных имени -... в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
УСТАНОВИЛА:
Солнцевский межрайонный прокурор г.Москвы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресу:.., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что на указанном ресурсе размещена информация, позволяющая приобрести готовые выпускные квалификационные работы, курсовые и т.д. Между тем, указанная информация не может свободно распространяться на территории Российской Федерации, и должна быть признана информацией, распространение которой запрещено.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - Роскомнадзора по ЦФО и административного ответчика в суд не явились, извещались судом в установленном законом порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Дата И.С.
В заседание судебной коллегии административный ответчик и заинтересованное лицо не явились, извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Оглио Е.Ф, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Симоновского районного суда г. Москвы от 15 мая 2019 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Солнцевской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка исполнения требований законодательства о распространении информации в части возможности приобретения документов государственного образца при размещении данной информации в сети Интернет.
В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе выявлен сайт, на котором размещена информация, позволяющая приобрести выпускные квалификационные работы, курсовые и т.д, при размещении данной информации в сети Интернет...
Указанный интернет - сайт представляет собой ссылку на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых возможность приобретения: выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, рефератов и т.д, а также указанный сайт содержит информацию о способах получения таких документов, их стоимость и отзывы об оказанных услугах.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст.65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск Солнцевского межрайонного прокурора г. Москвы, суд первой инстанции руководствовался тем, что размещенная в сети Интернет, на сайте:... информация запрещена к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем доступ к указанному ресурсу должен быть ограничен.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с п.10 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" запрещена реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.
Таким образом, с 11.11.2018 не допускается реклама услуг по подготовке и написанию:
- выпускных квалификационных работ;
- научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций);
- иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.
При этом понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры".
Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
По смыслу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" диссертация на соискание ученой степени доктора наук - научно-квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.
При этом диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - научно-квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу положений ст. 10 Закона N149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.1 ст.9 Закона N149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В силу п.5 ст.15 ФЗ от 27.07.2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет"
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Сторонами не оспаривалось, что на интернет-сайте:... размещена информация о предоставлении услуг по подготовке, написанию выпускных квалификационных работ, рефератов и т.д, соответственно суд обоснованно пришел к выводу о неправомерном характере действий указанного интернет ресурса.
Поскольку перечисленными выше нормами права предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с подготовкой и написанием выпускных квалификационных работ, научных докладов и т.д, распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4 ст. 15.1 Федерального закона N 149 - ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующий реестр, сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой Российской Федерации запрещено.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации, запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
В силу пп. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на Интернет-сайте по адресу:.., является запрещенной, фактически способствует совершению правонарушений.
Согласно ст. 10 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г, 20 декабря 1971 г, 01 января 1990 г, 6 ноября 1990 г, 11 мая 1994 г.) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Между тем подлежащие публичной защите требования охраны общественного порядка несовместимы с осуществлением деятельности, свидетельствующей о распространении информации запрещённой федеральными законами.
При таком положении судебная коллегия по административным делам Московского городского суда делает вывод, что принятое судом первой инстанции решение являлось необходимым и соразмерным, не направленным на вмешательство в свободу экономической деятельности, а предупреждало последствия, более тяжкие, чем те ограничения, которые просит отменить заявитель жалобы.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Даты И.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.