Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Шаровой О.В,Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьиЕгоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 29 мая 2019года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Григорьева Д.Н. уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ******:
- нежилого помещения общей площадью 546,6 кв.м. с кадастровым номером ******:2385 в размере 75803390 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 458,7 кв.м. с кадастровым номером ******:2392 в размере 43794915 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ******:3048 в размере 40188136 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 269,8 кв.м. с кадастровым номером ******:2345 в размере 25759322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 151,8 кв.м. с кадастровым номером ******:2346 в размере 15871186 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 38,3 кв.м. с кадастровым номером ******:2331 в размере 4318644 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ******:2332 в размере 4377119 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ******:3055 в размере 2900000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером ******:3057 в размере 709322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 64,5 кв.м. с кадастровым номером ******:2323 в размере 5943220 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером ******:3054 в размере 7949153 руб.
Датой обращения Григорьева Д.Н. в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений считать 24 декабря 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать Григорьеву Дмитрию Николаевичу в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ******,
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ******:3048 в размере 29996000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ******:2332 в размере 3617000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ******:3055 в размере 2787000 руб,
УСТАНОВИЛА:
Григорьев Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просил установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимостьнежилых помещений с кадастровыми номерами******:2385, ******:2392, ******:3048, ******:2345, ******:2346, ******:2331, ******:2332, ******:3055, ******:3057, ******:2323, ******:3054, расположенных по адресу: ******,в размере рыночной стоимости.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объектов, принадлежащихему на праве собственности, является завышенной, что влечет необоснованное увеличение размера налоговых платежей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судомустановлено,что административному истцу принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами: ******:2385, ******:2392, ******:3048, ******:2345, ******:2346, ******:2331, ******:2332, ******:3055, ******:3057, ******:2323, ******:3054, расположенные по адресу: ******.
По итогам государственной кадастровой оценки установленакадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 01 января2016 года.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представилв суд отчет об оценке.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения в которых ссылались на несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещенийне соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Согласно выводам эксперта:
Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ******, составляет:
- нежилого помещения общей площадью 546,6 кв.м. с кадастровым номером ******:2385 в размере 75803390 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 458,7 кв.м. с кадастровым номером ******:2392 в размере 43794915 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 272,3 кв.м. с кадастровым номером ******:3048 в размере 40188136 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 269,8 кв.м. с кадастровым номером ******:2345 в размере 25759322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 151,8 кв.м. с кадастровым номером ******:2346 в размере 15871186 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 38,3 кв.м. с кадастровым номером ******:2331 в размере 4318644 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 29,6 кв.м. с кадастровым номером ******:2332 в размере 4377119 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 22,5 кв.м. с кадастровым номером ******:3055 в размере 2900000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 4,8 кв.м. с кадастровым номером ******:3057 в размере 709322 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 64,5 кв.м. с кадастровым номером ******:2323 в размере 5943220 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером ******:3054 в размере 7949153 руб.
Истец уточнил требования в части нежилых помещений с кадастровыми номерами ******:2385, ******:2392, ******:2345, ******:2346, ******:2331,******:3057, ******:2323, ******:3054, и просил установить кадастровую стоимость указанных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилыхпомещений должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями309, 311Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобуПравительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.