Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего Шаповалова Д.В,
судей Михайловой Р.Б, Селиверстовой А.А,
при секретаре Теплове К.А,
с участием прокурора Лазаревой Е.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Волковой Е.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2019 года, которым постановлено:
"Требования административного искового заявления Волковой Е. В. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка N... района Люблино города Москвы об отмене решения об отказе во включении в списки избирателей - оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Волкова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии N... района Люблино г. Москвы о признании действий (бездействия) незаконными, обязании включить в списки избирателей, мотивируя свои требования тем, что... года обратилась в Московскую городскую избирательную комиссию с целью реализации своего активного избирательного права на выборах депутатов в Московскую городскую думу седьмого созыва, которые должны состояться 08 сентября 2019 года. На свое обращение Волкова Е.В.... года получила ответ от члена комиссии Реута Д.А.... года Волкова Е.В. подала в участковую избирательную комиссию избирательного участка N... района Люблино города Москвы заявление о включении в списки избирателей на избирательном участке N.., к заявлению приобщила документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории г. Москвы.... года участковая избирательная комиссии избирательного участка N... района Люблино города Москвы вынесла решение об отклонении заявления административного истца о включении в список избирателей. Полагала, что при рассмотрении заявления не были приняты во внимание положения ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; решение Люблинского районного суда города Москвы от 17 июня 2019 года, вступившее в законную силу 07 августа 2019 года, а также то, обстоятельство, что с... года Волкова Е.В. фактически проживает в городе Москве, получает пенсию, то есть является жителем города Москвы.
Представитель административного истца в судебное заседание районного суда явился, заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика в суд явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Волкова Е.В.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения административного истца Волковой Е.В. и её представителя Нагорного А.А, представителей административного ответчика - Рыкунова М.А, Шилину О.А, заключение прокурора Лазаревой Е.И, проверив обжалуемое судебное постановление и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с гл. 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Судом при рассмотрении дела установлено, что... года Волкова Е.В. обратилась в Московскую городскую избирательную комиссию в целях реализации своего активного избирательного права на выборах депутатов в Московскую городскую думу седьмого созыва, которые должны состояться 08 сентября 2019 года.
На свое обращение Волкова Е.В.... года получила ответ от члена комиссии Реута Д.А. N
... года Волкова Е.В. направила в участковую избирательную комиссию избирательного участка N... района Люблино города Москвы заявление о включении ее в список избирателей на избирательном участке N... для голосования на выборах депутатов Московской городской думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N.., приложив к заявлению копию своего паспорта, копию договора аренды жилого помещения от... года, копию решения Люблинского районного суда города Москвы от 17 июня 2019 года, вступившего в законную силу 07 августа 2019 года.
... года участковая избирательная комиссии избирательного участка N... района Люблино города Москвы по итогам рассмотрения заявления вынесла решение об отклонении заявления Волковой Е.В. о включении ее в список избирателей, поскольку истец не является жителем города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Волковой Е.В. административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия (бездействие) административного ответчика незаконными не являются, заявительница не может быть признана жительницей Москвы для реализации своего активного избирательного права, поскольку не имеет соответствующей регистрации по месту жительства.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа ( п. 4 ст. 4 Закона).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона ( пункт 4 ст. 17 Закона N 67-ФЗ).
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ( п. 2 ст. 16 Закона).
Согласно ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяющей порядок голосования, установлено, что бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения; при проведении выборов Президента Российской Федерации избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями.
Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Согласно Закону г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы) в список избирателей включаются жители города Москвы, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
В силу ст. 3 Избирательного кодекса города Москвы житель города Москвы - гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится на территории города Москвы, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации; избиратель - житель города Москвы, обладающий активным избирательным правом.
В соответствии со ст. ст. 8 Избирательного кодекса города Москвы основанием для регистрации (учёта) избирателей является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) гражданина Российской Федерации на территории города Москвы, который устанавливается органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 10 Избирательного кодекса города Москвы основанием для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - факт пребывания (временного пребывания) на территории этого участка. Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) избирателя на территории избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в п. 17 ст. 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Суд первой инстанции проанализировав вышеуказанные нормы права, правомерно учел, что исходя из установленного законом принципа свободы передвижения гражданина на территории Российской Федерации, права самостоятельно определять место жительства и места своего пребывания, заявительного характера регистрации по месту жительства Волкова Е.В, не зарегистрированная в установленном порядке по адресу:.., жителем города Москвы не является и не обладает активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти города Москвы, в связи с чем, у административного ответчика отсутствовали основания для её включения в списки избирателей, а также обоснованно указали на отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя обжалуемым решением участковой избирательной комиссии N... района Люблино города Москвы.
Суд первой инстанции оценил решение Люблинского районного суда города Москвы от 17 июня 2019 года, вступившее в законную силу 07 августа 2019 года, правомерно отметил, что указанным решением суда установлено, что заявительница постоянного места жительства и какой-либо регистрации по месту временного проживания (пребывания) не имеет.
Нарушение же порядка рассмотрения компетентными органами заявления о регистрации по месту пребывания, установленное судом, само по себе не подтверждает права на жилое помещение, не корреспондирует обязанность по обязательной регистрации в нём, без соблюдения установленной правовыми актами и регламентом процедуры.
Согласно части 3 статьи 64 КАС РФ вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда.
Суд не вправе производить ревизию вступившего в законную силу решения суда под видом рассмотрения другого спора с иной интерпретацией требований, которым по существу уже давалась оценка при рассмотрении аналогичного дела.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, требования административного искового заявления Волковой Е.В. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка N... района Люблино города Москвы об отмене решения об отказе во включении в списки избирателей не подлежали удовлетворению, оснований для отмены состоявшегося решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не обоснованы, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.