Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Родиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калюжного Павла Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Калюжный П.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 18 октября 2017 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 в размере 3 626 625 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 20 828 819 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 55 780 275 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 1 380 330 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 1 376 533 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 1 509 450 рубля, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 1 596 796 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 1 581 606 рублей, помещения с кадастровым номером *9- в размере 1 365 140 рублей, помещения с кадастровым номером *10- в размере 1 577 808 рублей, помещения с кадастровым номером *11- в размере 1 574 010 рублей, помещения с кадастровым номером *12- в размере 1 365 140 рублей, помещения с кадастровым номером *13- в размере 1 365 140 рублей, и по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером *14- в размере 135 750 949 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Сенат-Оценка".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 18 октября 2017 года установлена в размере 4 990 473 рублей11 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 30 961 302 рублей 56 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 89 971 100 рублей 93 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 3 320 192 рублей 31 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 3 299 823 рублей 04 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 4 012 747 рублей77 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6; 4 481 241 рубля16 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *7; 4 399 764 рублей 05 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *8;3 238 715 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *9;4 379 394 рублей 77 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *10;4 359 025 рублей 49 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *11;3 238 715 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *12;3 238 715 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *13;и по состоянию на 1 января 2016 года в размере 203 488 888 рублей 42 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *14.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель Калюжного П.В.по доверенности Свирид Е.С. в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Родин В.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Калюжный П.В. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, *13, 77:01:0005013:361, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 18-60).
По состоянию на 18 октября 2017 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 4 990 473 рублей 11 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 30 961 302 рублей 56 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 89 971 100 рублей 93 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 3 320 192 рублей 31 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 3 299 823 рублей 04 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 4 012 747 рублей 77 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6; 4 481 241 рубля 16 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *7; 4 399 764 рублей 05 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *8; 3 238 715 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *9; 4 379 394 рублей 77 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *10; 4 359 025 рублей 49 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *11; 3 238 715 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *12; 3 238 715 рублей 20 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *13; и по состоянию на 1 января 2016 года в размере 203 488 888 рублей 42 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *14 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 61-74).
Административный истец Калюжный П.В. в соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц, и в отношении спорных объектовнедвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности Калюжного П.В. как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что Калюжный П.В. воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 29 декабря 2018 года посредством почтовой связи направил соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 75-77).
28 января 2019 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, за N 51-*/2019 административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 78-84), в связи с чем Калюжный П.В. обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Калюжный П.В. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений были представлены отчеты от 29 декабря 2018 года N *(т. 1, л.д. 85-228), N *(т. 2, л.д. 1-81), подготовленныеООО "Сенат-Оценка", в которых по состоянию на 18 октября 2017 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена в размере 3 626 625 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 20 828 819 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 55 780 275 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 1 380 330 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 1 376 533 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 1 509 450 рубля, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 1 596 796 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 1 581 606 рублей, помещения с кадастровым номером *9- в размере 1 365 140 рублей, помещения с кадастровым номером *10- в размере 1 577 808 рублей, помещения с кадастровым номером *11- в размере 1 574 010 рублей, помещения с кадастровым номером *12- в размере 1 365 140 рублей, помещения с кадастровым номером *13- в размере 1 365 140 рублей, и по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость помещения с кадастровым номером *14- в размере 135 750 949 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Центр независимой экспертизы собственности".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 18 октября 2017 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена экспертом в размере 4 020 229 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 22 978 330 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 59 910 097 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 1 479 716 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 1 476 394 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 1 592 677 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 1 669 091 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 1 655 801 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 1 466 426 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *10 - в размере 1 652 479 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *11 - в размере 1 649 156 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *12 - в размере 1 466 426 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *13 - в размере 1 466 426 рублей; и по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *14- вразмере 144 752 044 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Сенат-Оценка", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Сенат-Оценка", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 18 октября 2017 года и на 1 января 2016 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из того, что право на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в Комиссию - 29 декабря 2018 года.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Поскольку Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." утверждена новая кадастровая стоимость спорных объектов (приложение N 1 к Распоряжению), которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2019 года, постольку установленная судом кадастровая стоимость объектов подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилогопомещения с кадастровым номером *1равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 18октября 2017 года, в размере 4 020 229 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 22 978 330 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 59 910 097 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 1 479 716 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 1 476 394 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 1 592 677 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 1 669 091 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 1 655 801 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 1 466 426 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *10 - в размере 1 652 479 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *11 - в размере 1 649 156 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *12 - в размере 1 466 426 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *13 - в размере 1 466 426 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *14 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 144 752 044 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29декабря 2018 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению по 31 декабря 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.