Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И,
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2543/2019 по административному исковому заявлению ООО "Тавросс", ООО "Омега 5", АО "Центринвест" о признании незаконным уведомлений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с заявлениями о признании незаконным уведомлений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) от 15.01.2019 г. об отказе в принятии документов на комиссию, обязании рассмотреть по существу заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что истцы, являясь собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами *****, 09 января 2019 года обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года.
Уведомлениями Комиссии от 15 января 2019 года N 51-848/2019, N 51-843/2019, N 51-847/2019 в принятии документов было отказано ввиду того, что заявление подано с нарушением срока. В соответствии со ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.1998г. заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Административные истцы не согласны с принятым уведомлением, в поданных в суд административных исковых заявлениях указали на то, что на момент подачи заявления в Комиссию результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении новой оценки, внесены в кадастр недвижимости не были; также указал на то, что правомерно обратились с заявлениями об оспаривании кадастровой стоимости 09 января 2019 года, поскольку последним днем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года являлось 31 декабря 2018 года, которое являлось нерабочим днем, административный истец обратился в первый рабочий день после истечения указанного срока, что, по его мнению, влечет необходимость принятия заявления об оспаривании кадастровой стоимости за прошедший период.
Определением суда дела по административным искам ООО "Тавросс", ООО "Омега 5", АО "Центринвест" объединены в одно производство.
В судебное заседание представитель административных истцов явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, одновременно представляющий интересы Управления Росреестра по Москве, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из представленных документов следует, что административные истцы являются собственниками помещений с кадастровыми номерами **********. Кадастровая стоимость объектов капитального строительства, к которым относится нежилое помещение административного истца, по состоянию на 01 января 2016 года установлена Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г."
Данная кадастровая стоимость действовала по 31 декабря 2018 года.
Оспаривание кадастровой стоимости, установленной указанным выше постановлением Правительства N 790-ПП, осуществляется в порядке, установленном ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", которая предусматривает соблюдение досудебного порядка для юридических лиц, а именно - предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
С 01 января 2019 года в отношении объектов капитального строительства, включая нежилые помещения административных истцов, действует кадастровая стоимость, утвержденная Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г.".
Оспаривание данной кадастровой стоимости осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ "О государственной кадастровой оценке" от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ. Данный порядок не предусматривает предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
09 января 2019 года административные истцы обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ******* по состоянию на 01 января 2016 года.
Уведомлениями Комиссии от 15 января 2019 года N 51-848/2019, N 51-843/2019, N 51-847/2019 в принятии документов было отказано ввиду пропуска срока на обращение.
В соответствии со ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Из указанной нормы следует, что заявление может быть принято Комиссией только в том случае, если оно подано до того, как в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из отзыва Управления Росреестра по Москве, и данных публичной кадастровой карты следует, что такие сведения в отношении нежилых помещений административных истцов были внесены в первый рабочий день 2019 года, в котором действовала уже новая кадастровая стоимость, то есть 09 января 2019 года.
Таким образом, заявление о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, могло быть подано в Комиссию исходя из прямого указания закона лишь по 09 января 2019 года, то есть в последний рабочий день 2018 года - 29 декабря 2019 года. Административными истцами подано заявление в Комиссию за пределами указанного срока.
Несостоятельной является ссылка административного истца на положения статей 193, 194 Гражданского кодекса РФ о том, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока является следующий за ним рабочий день, поскольку спорные правоотношения относятся к категории публичных правоотношений, Гражданским кодексом РФ не регулируются, имеют специальное правовое регулирование, предусмотренное положениями ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.1998г, которое зависит от периода, на который устанавливается кадастровая стоимость.
Кроме того, начиная с 1 января 2019 года кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Москвы N 790-ПП по состоянию на 01 января 2016 года, уже не действовала, поскольку период ее действия определен по 31 декабря 2018 года.
Из положений ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", положений Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 следует, что обращение именно в Комиссию может быть осуществлено субъектом спорных правоотношений только за пересмотром действующей кадастровой стоимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263.
Согласно пункту 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Ввиду того, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административными истцами в Комиссию 09 января 2019 года, то есть с нарушением срока, поданное заявление правомерно возвращено 15 января 2019 года, о чем Комиссией вынесены соответствующие уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию, в котором административным истцам возвращены представленные ими документы.
Кроме того, в силу специальной нормы Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно статьи 24.20 в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно разъяснениям, данным пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( Закона об оценочной деятельности).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании и ГПК РФ, и КАС РФ.
Учитывая, что истцами заявления о пересмотре кадастровой стоимости помещений были поданы в 2019 году, исходя из приведенных положений, пересмотр кадастровой стоимости данных объектов по состоянию на 01.01.2016 г, применимой только до 31.12.2018 года, уже невозможен.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ООО "Тавросс", ООО "Омега 5", АО "Центринвест" к Управлению Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконными и отмене уведомлений от 15.01.2019 г. об отказе в принятии документов на комиссию, обязании рассмотреть по существу заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.