Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2648/2019 по административному исковому заявлению Управления делами Президента РФ об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельных участков по адресу: *** в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером *** в размере 53 256 163 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** в размере 1 276 505 414 руб.
- земельного участка с кадастровым номером *** в размере 24 758 517 руб.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что земельные участки, являясь собственностью РФ, во исполнение положений ст.ст.20, 29, 36, 45 Земельного кодекса РФ, Указа Президента РФ от 17 сентября 2008г. N 1370 "Об Управлении делами Президента РФ" были предоставлены Управлению для реализации возложенных на него задач.
Приказом Управления делами Президента РФ от 12 октября 2010 года N 417 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, расположенных по адресам: ***, в районе дома отдыха "***" указанные выше земельные участки были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ФГАУ "ОК Планерное".
Земельные участки имеют вид разрешенного использования "для размещения гостиницы", расположены на территории особо охраняемой территории "Природный заказник "Долина реки Сетунь".
В соответствии с Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 земельные участки включены в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 455 448 801,16 руб.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 10 640 378 599,85 руб.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 211 020 944 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков является завышенной и не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету об оценке N 1-1751-О/2019 от 25.02.2019г. рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости определена в размере 53 256 163 руб, 1 276 505 414 руб, 24 758 517 руб. соответственно.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы иска и возражений на него, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, земельные участки по адресу: *** с кадастровыми номерами ***, являясь собственностью РФ, во исполнение положений ст.ст.20, 29, 36, 45 Земельного кодекса РФ, Указа Президента РФ от 17 сентября 2008г. N 1370 "Об Управлении делами Президента РФ" были предоставлены Управлению для реализации возложенных на него задач.
Приказом Управления делами Президента РФ от 12 октября 2010 года N 417 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, расположенных по адресам: ***, в районе дома отдыха "Планерное" указанные выше земельные участки были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ФГАУ "ОК Планерное".
Актуальная кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 455 448 801,16 руб.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 10 640 378 599,85 руб.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 211 020 944 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует его рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику ООО "ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету об оценке N 1-1751-О/2019 от 25.02.2019г. рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу, на дату определения кадастровой стоимости определена в следующем размере:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 53 256 163 руб.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 1 276 505 414 руб.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в размере 24 758 517 руб.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости земельных участков и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости земельных участков и в целях устранения возникших сомнений, по ходатайству представителя административного ответчика определением Московского городского суда от 06 июня 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Карцеву П.В. в ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 379/2019 отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный ООО "ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ" N1-1751-О/2019 от 25.02.2019г, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, а стоимость объекта оценки, определенная в рамках отчета, соответствует рыночной конъюнктуре.
Суд соглашается с выводами эксперта.
Согласно требованиям ФСО N 1, 2, 3, 7, утвержденных Приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 N 611, информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов. Задание на оценку является неотъемлемой частью договора на проведение оценки и должно содержать следующую информацию: а) объект оценки; б) права на объект оценки, учитываемые при определении стоимости объекта оценки; в) цель оценки; г) предполагаемое использование результатов оценки; д) вид стоимости; е) дату оценки; ж) допущения, на которых должна основываться оценка; з) иную информацию, предусмотренную федеральными стандартами оценки.
В отчете об оценке должны быть указаны дата составления отчета и его номер.
Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения: задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; применяемые стандарты оценки; принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор; основные факты и выводы; описание объекта оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - также реквизиты юридического лица (в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации, основной государственный регистрационный номер) и балансовая стоимость данного объекта оценки (при наличии); анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке; описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам, а также при использовании разных методов в рамках применения каждого подхода, с целью определения итоговой величины стоимости, либо признание в качестве итоговой величины стоимости результата одного из подходов. В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, заключения экспертиз, а также другие документы по объекту оценки (при их
наличии). В тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах идентичных району расположения объектов оценки; корректировки в отчете приведены по всем значимым группам элементов сравнения. Расчеты, проведенные в рамках используемых оценщиком подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года.
Учитывая изложенное, суд находит представленный в материалы дела отчет в полной мере соответствующим требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В свою очередь административным ответчиком каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности отчета об оценке и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанный отчет об оценке под сомнение у суда оснований не имеется.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости ( статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 17 апреля 2019г.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании установлено, что расходы по оплате судебной экспертизы не оплачены, в связи с чем на обсуждение сторон поставлен вопрос о распределении судебных расходов.
Экспертом ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" заявлено ходатайство о взыскании расходов в размере 50 000 руб, связанных с проведением экспертизы.
Согласно ч. 3 ст. 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Принимая во внимание, что заключение судебного эксперта подтвердило правильность вывода оценщика о рыночной стоимости земельных участков, учитывая, что экспертиза балы назначена по ходатайству представителя административного ответчиков, суд приходит к выводу, что расходы по оплате экспертизы подлежат взысканию с административного ответчика, в пользу ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" с Департамента городского имущества города Москвы подлежат взысканию расходы в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельных участков по адресу: *** в следующем размере:
- земельный участок с кадастровым номером *** в размере 53 256 163 руб.
- земельный участок с кадастровым номером *** в размере 1 276 505 414 руб.
- земельный участок с кадастровым номером *** в размере 24 758 517 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 апреля 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" расходы по оплате судебной экспертизы в размере 50 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.