Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д., с участием прокурора Лазаревой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4175/2019 по административному исковому заявлению ООО "АИДА" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
По состоянию на 01 января 2019 года в пункт 12549 оспариваемого Перечня включено здание с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Административный истец, являясь собственником здания, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного пункта постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по состоянию на 01 января 2019 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель Правительства Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов ( пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Судом установлено, что здание включено в оспариваемый Перечень на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", то есть исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено спорное здание.
Судом установлено, что спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, что подтверждается договором аренды земельного участка от 10 июня 2011 года N М-04-035799.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения и последующей эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей".
Оценивая доводы Правительства Москвы о том, что приведенный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащие ООО "АИДА" здание, предполагает размещение на нем объектов бытового обслуживания, суд учитывает, что вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
До момента утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия Правил землепользования и застройки.
Пунктом 3.2 названого постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания).
Одновременно пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540.
Поскольку приведенный вид разрешенного использования земельного участка был установлен до введения в действие к лассификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 (л.д. 33), и до настоящего момента остается неизменным, постольку, решая вопрос о соответствии названного вида разрешенного использования критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться Методическими указаниями.
Методическими указаниями определены виды разрешённого использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, совпадают с кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (пункт 1.2.5); "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (п. 1.2.7).
Соответственно, вид разрешённого использования, установленный земельному участку с кадастровым номером *** "для размещения и последующей эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по указанной классификации и не позволяет размещать на нём офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Доводы административного ответчика о том, что приведенный вид разрешенного использования участка является неопределенным, в связи с чем при разрешении административного спора должно учитываться фактическое использование земельного участка, являются несостоятельными.
Так, действовавшим до момента принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве" было предусмотрено, что участки с видом разрешенного использования "объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств", то есть предусматривающие возможность размещения станции технического обслуживания автомобилей, входят в подгруппу "участки размещения коммунально-складских объектов", и в группу "участки размещения производственных объектов" (1.2.9) (пункт 3.1.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП).
При этом перечень видов разрешенного использования имеет нормативно установленный характер, не связан с видом фактически осуществляемой лицом деятельности и не зависит от него.
После принятия Правил землепользования и застройки города Москвы вид разрешенного использования "для размещения и последующей эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей" стал охватываться кодом 4.9.1.4 "р азмещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса", относящемуся к объектам производственного назначения, в то время как вид разрешенного использования "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)" охватывается иным кодом - 3.3.0.
Не являются обоснованными и ссылки административного ответчика на положения Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта России 28 июня 1993 года N 163, согласно которому вид деятельности по техническому обслуживанию легковых автомобилей относится к бытовым услугам, и на положения действующего с 1 января 2017 года Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, а также на Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р, которым установлен перечень кодов в соответствии с данным классификатором.
Представитель административного ответчика указал, что согласно указанным выше актам к бытовым услугам относится код 45.20 классификатора видов экономической деятельности, подразумевающий техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Однако Классификатор видов экономической деятельности, на который ссылается представитель административного ответчика, имеет значение только при рассмотрении вопроса о включении здания в оспариваемый нормативный правовой акт по критерию вида фактического использования, то есть по пункту 2 статьи 1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Именно в этом случае составляется акт Госинспекции по недвижимости и выявляется фактически осуществляемая лицом деятельность, а также устанавливается, относится ли эта деятельность к бытовым услугам и иным услугам (общественного питания, торговли), позволяющим включить объект в Перечень.
В рассматриваемом случае здание административного истца включено в оспариваемый нормативный правовой акт по пункту 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", то есть по виду разрешенного использования земельного участка, следовательно, правовое значение в данном случае имеет установление того обстоятельства, предусматривает ли установленный вид разрешенного использования размещение на участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, спорное здание не может быть включено в Перечень на основании вида его фактического использования, поскольку имеет площадь 578,3 кв. метров, что менее 1 000 кв. метров, закрепленных положениями пункта 2 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" в качестве критерия для возможности отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, налог на которые исчисляется из их кадастровой стоимости, в связи с чем судом не принимается во внимание при разрешении настоящего административного спора акт Госинспекции N 9042632/ОФИ, составленный по состоянию на 25 сентября 2018 года.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что данный акт Госинспекции являлся предметом проверки по административному делу 3а-3499/2018, судом данный акт признан ненадлежащим доказательством.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет административное исковое заявление ООО "АИДА" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в части пункта 12549 приложения N 1 к постановлению.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ООО "АИДА" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт 12549 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "АИДА" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.