Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Мысиной А.В. в защиту Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N382 Красносельского района города Москвы от 01 февраля 2018 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 07 августа 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N382 Красносельского района города Москвы от 01 февраля 2018 года (дело N5-197/18) Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 07 августа 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Общества Новожиловой Е.П. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Общества Мысина А.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в действиях АО "ФПК" отсутствует вина, поскольку неисправность локомотива возникла в пути его следования и была обусловлена факторами природного характера; все меры по устранению возможной угрозы пассажиров были приняты своевременно; дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности.
В соответствии с ч.2 ст.30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения АО "ФПК" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, из которых следует, что 04 ноября 2017 года в 19 часов 55 минут произошла вынужденная задержка пассажирского поезда N105 назначением "Ярославль-Москва" по станции Козьмодемьянск Северной железной дороги по причине неисправности электровоза ЧС-7 N092. Машинист поезда заказал вспомогательный локомотив для дальнейшего следования поезда, который был отправлен со ст.Козьмодемьянск с опозданием на 01 час 25 минут и на конечную станцию "Москва-Пассажирская-Ярославская" поезд прибыл в 00 часов 41 минуту, с опозданием на 01 час 51 минуту.
Приходя к выводу о наличии события административного правонарушения и доказанности вины АО "ФПК" в его совершении, судебные инстанции сослались на протокол об административном правонарушении; копию протокола совещания у исполняющего обязанности начальника эксплуатационного локомотивного депо "Москва-Пассажирская-Курская" от 07.11.2017; копию справки о погодных условиях; иные материалы дела.
Между тем согласиться с состоявшимися судебными актами нельзя в силу следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, установлению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния.
Нарушение перевозчиком лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров транспортом, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ.
Исходя из особенностей объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, юридически значимым и подлежащими доказыванию по данному делу являются обстоятельства, связанные с нарушением перевозчиком лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров транспортом, в т.ч. железнодорожным.
В силу п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются, в т.ч.: а) соблюдение лицензиатом порядка и условий осуществления перевозок пассажиров, которые установлены федеральными законами " О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в части требований к перевозчику, в том числе правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"; в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, предусмотренного ст.24 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Согласно определению, изложенному в Положении об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 11.07.2016 N 1375р (п. 2.1 Положения) в зависимости от последствий случаев нарушения функционирования технических средств вводится их следующая классификация: отказы 1-й категории - отказы, приведшие к задержке пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) на 1 час и более, либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; отказы 2-й категории - отказы, приведшие к задержке на перегоне (станции) пассажирского или пригородного поезда продолжительностью от 6 минут до 1 часа, грузового поезда продолжительностью от 15 минут до 1 часа; 3-я категория: неисправности - случаи нарушения нормального функционирования технических средств, не имеющие последствий, относящихся к отказам 1-й и 2-й категории, (учет случаев неисправности производится первоначально в рамках автоматизированных систем управления хозяйств); повреждения - нарушения исправного состояния технического средства, выявленные в процессе планово-предупредительного технического обслуживания эксплуатационным персоналом, в том числе с применением средств диагностики".
Приходя к выводу о наличии в действиях АО "ФПК" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и судебные инстанции при рассмотрении дела признали совокупность имеющихся в деле достаточной для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по указанной норме, в т.ч. нарушение АО "ФПК" п.4 Положения о лицензировании.
Однако такие выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Согласно п. 4.1. Положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ, утвержденному Распоряжением ОАО "РЖД" от 11.07.2016 N 1375р, каждый случай отказа в работе технического средства подлежит расследованию.
В соответствии с п. 4.2.5. Инструкции о порядке учета и классификации инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов, утвержденной Распоряжением ОАО "РЖД" от 16.01.2014 N 47р, п. 4.1. Положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ, утвержденному Распоряжением ОАО "РЖД" от 11.07.2016 N 1375р, расследование случая отказа в работе технического средства производится линейным подразделением, отвечающим за его эксплуатацию, с привлечением, при необходимости, работников других подразделений.
Как следует из сообщения дежурного РБ СЖД 04 ноября 2017 года в 19 часов 55 минут на станции Козьмодемьянск поезд N105 назначением "Ярославль-Москва" допустил вынужденную остановку по причине неисправности электровоза - не собирается схема; в 20 часов 11 минут был запрошен вспомогательный локомотив; отправление поезда осуществлено в 21 час 15 минут; причины задержки поезда расследуются (л.д.9).
Согласно протоколу совещания у исполняющего обязанности начальника эксплуатационного локомотивного депо Москва-Пассажирская-Курская от 07.11.2017 NМск ТЧЭ-1-572, комиссия, проанализировав обстоятельства задержки поезда N105 04 ноября 2017 года, пришла к выводу, что причиной задержки поезда на железнодорожной станции Козьмодемьянск явилось обледенение крышевого оборудования, которое привело к выключению автоматически защитного выключателя сх.N462-1 и к не включению мотор - вентиляторов и мотор компрессора N1. Случай задержки поезда классифицирован, согласно требованиям Распоряжения N1375 от 11.07.2016, как отказ третьей категории и отнесен к учету за "прочими". Действия локомотивной бригады признаны правильными (л.д.40-42).
Согласно справке о погодных условиях от 07.11.2017, выданной ведущим инженером Сектора Гидрометереологии Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, на участке Ярославль-Козьмодемьянск в период времени 19:00 - 21:00 04 ноября 2017 года наблюдался ливневый дождь, температура воздуха составила - 2,0 С, -2,2С (л.д.43).
Согласно справке, выданной по запросу должностного лица административного органа от 05.12.2017 начальником Ярославского ЦГМС-филиала ФГБУ "Центральное УГМС" по данным наблюдений метеостанций "Ярославль" 04 ноября 2017 в период времени с 18:00-21:00 осадки в пункте Ярославль отсутствовали, температура воздуха составила -0,9С, -0,7 С (л.д.46).
Из текста протокола об административном правонарушении следует, что в основу выводов должностного лица, изложенных в протоколе об административном правонарушении, о вынужденной остановке и задержке 04 ноября 2017 года в 19 часов 55 минут на станции Козьмодемьянск поезда N105 назначением "Ярославль-Москва" по причине неисправности железнодорожного подвижного состава (электровоза ЧС-7 N092) и неквалифицированных действий работников, обеспечивающих перевозку пассажиров, перевозчиком которых являлось АО "ФПК", была положена справка, выданная по запросу должностного лица административного органа от 05.12.2017 начальником Ярославского ЦГМС-филиала ФГБУ "Центральное УГМС" по данным наблюдений метеостанций "Ярославль" по пункту Ярославль, согласно которой в п.Ярославль отсутствовали осадки.
Иных объективных и убедительных доказательств, очевидно свидетельствующих о неисправности железнодорожного подвижного состава по вине АО "ФПК" (использование технически неисправного подвижного состава при перевозке пассажиров), о совершении работниками Общества неквалифицированных действий, повлекших вынужденную остановку и задержку пассажирского поезда, о нарушении АО "ФПК" п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221, в т.ч. материалы расследования случая отказа в работе технического средства произведенного линейным подразделением, отвечающим за его эксплуатацию, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения дела мировым судьей и судьей районного суда не добыты.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанции о доказанности вины АО "ФПК" в нарушении лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров транспортом, нельзя признать обоснованным.
В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N382 Красносельского района города Москвы от 01 февраля 2018 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 07 августа 2018 года, вынесенные в отношении АО "ФПК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, подлежат отмене. Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении АО "ФПК" подлежит прекращению на основании п.4 ч.2 ст.30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Общества Мысиной А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N382 Красносельского района города Москвы от 01 февраля 2018 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 07 августа 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.