Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М. , рассмотрев жалобу Карповой Т.В. в защиту Манукяна Г.Г. на вступившее в законную силу постановление судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 18 мая 2018 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 18 мая 2018 года гражданин Республики Армения Манукян Г.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление судьи районного суда не обжаловалось.
В настоящей жалобе защитник Карпова Т.В. просит об изменении названного судебного акта, исключив из него назначенное Манукяну Г.Г. наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указывая на необходимость применения положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
П роверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п.1 и п. 2 ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
Согласно п.5 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), участником которого является Республика Армения, срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, 17 мая 2018 года в 16 часов 00 минут по адресу: г.Москва, Бескудниковский бульвар, д.44, в результате проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОД ОМВД России по Бескудниковскому району г.Москвы был выявлен гражданин Республики Армения Манукян Г.Г, прибывший в Российскую Федерацию 29.11.2017 в порядке, не требующем получение визы, который по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника ОМВД России по Бескудниковскому району г.Москвы ; выпиской из АС ЦБДУИГ ФМС России в отношении Манукяна Г.Г. ; копиями паспорта и миграционной карты иностранного гражданина; справкой о проверки по базе данных УФМС, МВД; письменными объяснениями Манукяна Г.Г, а также его показаниями, полученными в ходе рассмотрения дела судьей районного суда.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Манукяна Г.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как усматривается из выписки АС ЦБДУИГ ФМС России, Манукян Г.Г. въехал на территорию Российской Федерации 29.11.2017 на основании паспорта иностранного гражданина (л.д. 4 оборот). Срок пребывания Манукяна Г.Г. был определен до 26.02.2018.
Согласно письменные объяснениям Манукяна Г.Г, полученным должностным лицом на досудебной стадии производства по делу, официально Манукян Г.Г. нигде не работал, трудовой договор не заключал (л.д.10).
Материалы дела свидетельствуют о том, что Манукян Г.Г. длительное время до момента его выявления незаконно пребывал на территории Российской Федерации, никаких мер по легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял, сведения об осуществлении трудовой деятельности в порядке, установленном законом, а также об источниках дохода, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, Манукян Г.Г. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Не оспаривая событие административного правонарушения и вину Манукяна Г.Г. в его совершении защитник указывает на то, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Манукяну Г.Г. необоснованно, влечет нарушение права на уважение семейной жизни, поскольку на территории Российской Федерации проживают его мать *** А.А, имеющая вид на жительство в Российской Федерации, отец *** Г.Г, являющийся гражданином Российской Федерации.
Данный довод защиты повлечь отмену состоявшегося по делу судебного акта не может.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая 1985 г. по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", ? 68; от 19 февраля 1996 г. по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", ? 38; от 10 марта 2011 г. по делу "Киютин (Kiutin) против России", ? 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", ? 28; от 24 апреля 1996 г. по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", ? 41; от 26 сентября 1997 г. по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции", ? 39; от 18 октября 2006 г. по делу "Юнер (Uner) против Нидерландов", ? 54; от 06 декабря 2007 г. по делу "Лю и Лю (Liu and Liu) против России", ? 49; решение от 09 ноября 2000 г. по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов (Andrey Shebashov) против Латвии" и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ( ч.ч.1 и 2 ст.4.1 КоАП РФ).
В обоснование заявленного довода Манукяна Г.Г. к настоящей жалобе приложена нотариально заверенная копи копия вида на жительство иностранного гражданина серии ***N***на имя ***, ***г.р, выданное ***по ***УФМС России по ***краю. Зарегистрирована по месту жительства до ***по адресу: ***.
Также представлена нотариально заверенная копия паспорта гражданина РФ на имя ***, ***г.р, выданного Отделом УФМС России по г.Москве по району *** ***, зарегистрированного по адресу: ***.
При этом как усматривается из справки из АС ЦБДУИГ Манукян Г.Г. в периоды въезда на территорию Российской Федерации в качестве цели въезда указывал работу, избрав местом пребывания г.Москву, принимающей стороной Манукяна Г.Г. выступали преимущественно юридические лица.
Согласно справке АС ЦБДУИГ Манукян Г.Г. ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, санкция которых предусматривает, в т.ч. лишение права управления транспортными средствами.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, указывающих на необходимость применения к Манукяну Г.Г. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Правовому подходу, сформулированному в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2016 N55-АД16-7, изложенное в настоящем постановлении не противоречит.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Манукяна Г.Г. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 18 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Манукяна Г.Г. оставить без изменения, жалобу защитника Карповой Т.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.