Судья Московского городского суда Ермилова В.В., рассмотрев кассационную жалобу истца Комаровой Н.Г., поданную в суд кассационной инстанции 27 июня 2019 года, по материалам истребованного дела на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Комаровой Н*** Г*** к ООО "Альфа-Р" об исключении из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг услуги по оплате обслуживания запирающего устройства,
УСТАНОВИЛ:
Истец Комарова Н.Г. обратилась в Тимирязевский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к ответчику ООО "Альфа-Р" и просила исключить из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг строку за обслуживание запирающего устройства, обязать ООО "Альфа-Р" и ГБУ "Жилищник района Восточное Дегунино" не включать в квитанцию по оплате ЖКХ услугу по обслуживанию запирающего устройства.
Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником жилого помещения по адресу ***. Способ управления - управляющая организация ГБУ "Жилищник района Восточное Дегунино". В выставляемые истцу платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг включена стоимость технического обслуживания запирающего устройства. Стоимость услуги выставляется по поручению управляющей компании. 01.11.2011 г..между ГУП г..Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино и ООО "Сервис Домофон" был заключен договор на техническое обслуживание и ремонт запирающего устройства в подъездах жилых домов. 26 апреля 2016 года между ГБУ г..Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" и ООО "Сервис Домофон" было заключено дополнительное соглашение к договору на техническое обслуживание и ремонт запирающих устройств в подъездах и жилых домах. Абонентская плата за техническое обслуживание запирающего устройства в месяц с квартиры была установлена в размере 64 рублей с переговорным устройством и 48 рублей без переговорного устройства. 01.10.2017 года между ГБУ г..Москвы "Жилищник района восточное Дегунино" и ООО "Сервис Домофон" было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым в связи с реорганизацией ООО "Сервис-Домофон", обслуживающей организацией стало ООО "Альфа-Р". Информация о характере этой услуги, условиях ее оказания, возможности отказа от ее оплаты до истца не доводилась. Оплата была навязана посредством включения в платежные документы не исключаемой строки, наряду с обязательными жилищно-коммунальными услугами. Неоплата стоимости этой услуги повлечет начисление задолженности по остальным услугам. Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию запирающего устройства истцом не заключался, предложения о его заключении, содержащие существенные условия (в частности, о предмете договора), ей не поступали и не принимались. Согласия на выполнение дополнительных услуг за плату истец не давала.
Включение в платежные документы стоимости технического обслуживания запирающего устройства, в дополнение к стоимости содержания и ремонта жилого помещения, в отсутствие утвержденных тарифов, без договора с истцом, без ее согласия, в отсутствие необходимой и достоверной информации противоречит требованиям ст. 156, 158 ЖК РФ, ст.ст. 1, 307, 421 ГК РФ, ст. ст. 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Комаровой Н*** Г*** к ООО "Альфа-Р" об исключении из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуги по оплате обслуживания запирающего устройства, обязании не включать в квитанцию услугу по оплате обслуживания запирающего устройства - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам московского городского суда от 20 марта 2019 года постановлено:
Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комаровой Н.Г. - без удовлетворения
В кассационной жалобе истец Комарпова Н.Г. выражает несогласие с решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2019 года, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Судом установлено, что Комарова Н.Г. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ***.
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" является управляющей организацией многоквартирного дома *** с 08.09.2006 г.
01.11.2011 г. между ГУП г. Москвы ДЕЗ Восточное Дегунино и ООО "Сервис-Домофон" был заключен договор N *** на техническое обслуживание и ремонт запирающего устройства в подъездах жилых домов, по условиям которого, заказчик, в управлении которого находится жилищный фонд, передал, а исполнитель принял на себя функции по эксплуатации и ремонту запирающих устройств (ЗПУ), установленных по адресному перечню закрепленных за исполнителем домов (п. 1.1.).
В соответствии с п. 4.1, 4.3 договора, представленного в материалы дела, оплата расходов по обслуживанию "Оборудования" должна производиться согласно распорядительным документам Правительства Москвы, действующим в период технического обслуживания домофонного устройства: Постановление Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. N 937-ПП "О ценах на услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств, установленных в подъездах жилых домов". Стоимость обслуживания в месяц с абонента с 01.01.2011 г. составила: домофонное устройство 64 рубля 00 копеек. Оплату за техническое обслуживание ЗПУ, установленных в подъездах жилого фонда района Восточное Дегунино, население производит через ГУ "ИС района Восточное Дегунино".
В силу п. 7.1 договора, настоящий договор вступил в силу с 01.11.2011 года по 31.10.2012 г. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении или изменении.
26 апреля 2016 г. между ГБУ г. Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" и ООО "Сервис-Домофон" было заключено Дополнительное соглашение N 12 к договору N *** от 01.11.2011 г. на техническое обслуживание и ремонт запирающего устройства в подъездах жилых домов, в соответствии с п. 1 которого, в связи с увеличением объектов (подъездов) с 01 мая 2016 года в перечень подъездов, обслуживаемых ООО "Сервис-Домофон" был включен в том числе адрес: ***. Абонентская плата за техническое обслуживание запирающего устройства в месяц с квартиры была установлена в размере 64 рубля с переговорным устройством и 48 рублей без переговорного устройства.
01.10.2017 г. между ГБУ г. Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" и ООО "Сервис-Домофон" было заключено Дополнительное соглашение N 18 к договору N *** от 01.11.2011 г. на техническое обслуживание и ремонт запирающего устройства в подъездах жилых домов, в соответствии с которым в связи с реорганизацией ООО "Сервис-Домофон" путем присоединения к ООО "Альфа-Р", в преамбуле Договора по тексту слова "ООО "Сервис-Домофон" были заменены словами ООО "Альфа-Р".
ООО "Альфа-Р" является специализированной организацией по техническому обслуживанию запирающих устройств, установленных в подъездах жилых домов, в том числе производит техническое обслуживание запирающих устройств дома, в котором проживает истец.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, что решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 15 августа 2018 года по гражданскому делу по иску Комаровой Н.Г. к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" об исключении из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг услуги по оплате обслуживания запирающего устройства, обязании не включать в квитанцию услугу по оплате обслуживания запирающего устройства, в удовлетворении исковых требований Комаровой Н.Г. было отказано, решение суда вступило в законную силу 16 октября 2018 года. Отказывая в удовлетворении иска, суд указал на то, что начисления за услугу "запирающее устройство" производились на основании договора на обслуживание, заключенного жильцами дома с обслуживающей данное устройство организацией, и распоряжения управляющей организации о включении услуги по содержанию и техническому обслуживанию запирающих устройств и домофонных систем в Единый платежный документ отдельной строкой. Поскольку ГБУ города Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" не является организацией, получающей плату за услугу по обслуживанию домофона и не формирует ЕПД, суд пришел к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, а потому требования Комаровой Н.Г. не могут быть удовлетворены.
Судом учтено, что единый платежный документ не противоречит ст. 154 ЖК РФ, а также не свидетельствует о взимании двойной оплаты за указанные устройства, поскольку платежи населения за эти услуги являются целевыми и не могут быть использованы для оплаты других работ и услуг. Обязанность по содержанию дома и оплате коммунальных платежей возложена на истца, как на собственника в силу закона, фактически услуга "домофон" истцу оказывается, следовательно подлежит оплате исходя из утвержденного тарифа.
Кроме того, суд принял во внимание, что ООО "Альфа-Р" является коммерческой организацией, в рамках заключенного договора получает плату за услугу по обслуживанию запирающего устройства, вместе с тем, в компетенцию ООО "Альфа-Р" не входит формирование квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем на ООО "Альфа-Р" не может быть возложена обязанность исключить из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг строки за обслуживание запирающего устройства и не включать в квитанцию по оплате ЖКУ услугу обслуживание запирающего устройства.
Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями ст.ст. 209, 210 ГК РФ, ст.ст. 154, 156, 158 ЖК РФ, постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N299-ПП (ред. от 17.04.2018) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в г. Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Комаровой Нины Глебовны к ООО "Альфа-Р" об исключении из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуги по оплате обслуживания запирающего устройства, обязании не включать в квитанцию услугу по оплате обслуживания запирающего устройства.
Проверяя законность решения суда, суд второй инстанции, изучив материалы дела, в полной мере согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, между тем указал, что плата за техническое обслуживание домофона относится к коммунальным услугам, Комарова Н.Г, являясь собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, фактически пользуется услугами "домофон" при проходе в подъезд жилого дома, и обязана оплачивать соответствующую услугу.
Также судом второй инстанции отклонен довод апелляционной жалобы истца о том, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме не принимали решение об установлении платы за техническое обслуживание запирающих устройств, не утверждены цены за данную услугу и Правительством Москвы, поскольку цены на услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств, установленных в подъездах жилых домов, предусмотрены Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2010 года N 937-ПП "О ценах на услуги по техническому обслуживанию устройств, установленных в подъездах многоквартирных домов". Кроме того, как следует из протокола N 1 от 18 апреля 2018 года 69 % собственников жилых помещений в многоквартирном доме подтвердили согласие на дальнейшее техническое обслуживание запирающего устройства ООО "Альфа-Р" с ежемесячной оплатой обслуживания через МФЦ района Восточное Дегунино в ЕПД, по действующим тарифам, установленным вышеуказанным Постановлением Правительства г.Москвы от 12 октября 2010 г. N 937-ПП.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к оспариванию установленных судом фактических обстоятельств дела, переоценке доказательств и, как следствие, к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции стороны ответчика относительно возникшего спора и собственного мнения ответчика о правильности разрешения дела, в связи с чем, изложенное не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы истца Комаровой Н.Г, по материалам истребованного дела на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Комаровой Н*** Г*** к ООО "Альфа-Р" об исключении из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг услуги по оплате обслуживания запирающего устройства для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда В.В. Ермилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.