Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Гнусаревой Л.И., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 26.07.2019 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22.04.2019 г. по административному делу по иску Гнусаревой Л.И. к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены,
установил:
Гнусарева Л.И. обратилась в суд с административным иском к Москомстройинвест о признании незаконным решения N * от 27.04.2018 г, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Требования мотивированы тем, что уведомлением от 27.04.2018 г. Гнусаревой Л.И. повторно отказано во включении в реестр, однако административный истец с данным решением не согласна, поскольку, по мнению Гнусаревой Л.И, она подпадает под критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установленные Приложением N 1, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 25.10.2018 г. требования Гнусаревой Л.И. удовлетворены, решение N * от 27.04.2018 г. признано незаконным, на Москомстройинвест возложена обязанность устранить допущенные нарушения и включить административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22.04.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25.10.2018 г. отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении требований Гнусаревой Л.И. отказано.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в законной силе решения суда первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения административным истцом договора).
Согласно Правилам ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных в Приложении N 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются: несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения; привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040); привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (п. 14).
Судом установлено, что строительство многоквартирного дома по адресу: ***, планировалось на основании основного инвестиционного контракта N * от 29.08.2005 года, заключенного между ГУ * и Общественной организацией "*". Впоследствии, между Общественной организацией "*" и ООО "*" заключен договор соинвестирования N * от 20.07.2007 года. В соответствии с указанным договором ООО "*" как инвестор привлекал денежные средства в строительство многоквартирного дома.
28.02.2007 года Гнусарева Л.И. заключила с ООО "ИСК *" договор по оказанию посреднических услуг по приобретению прав на недвижимое имущество, на объект недвижимости - однокомнатную квартиру, площадью 44 кв.м, расположенную в *. Минимальная стоимость услуг по договору - 500 р. В соответствии с дополнением к указанному договору, Гнусарева Л.И. в тот же день добровольно внесла сумму 455500 руб.
20.12.2008 года Гнусарева Л.И. по платежному поручению перечислила по тому же договору ООО "ИСК *" сумму гарантийного взноса в размере 300000 р, а 06.08.2009 года - 200000 р.
28.02.2007 года Гнусарева Л.И. заключила с той же организацией договор по оказанию услуг - по поиску наиболее перспективного объекта недвижимости в своих интересах, адрес которого не указан. Минимальная стоимость услуг составила 80000 р.
По данному договору Гнусарева Л.И. согласилась внести сумму 1518000 р. и подписать упомянутый выше договор по оказанию посреднических услуг.
По акту приема-передачи по договору об оказании услуг от 28.02.2007 года Л.И. Гнусарева оплатила "фактически оказанные услуги" в размере 90000 р.
19.08.2009 года между Гнусаревой Л.И. и ООО "*" заключен договор соинвестирования строительства жилого комплекса, расположенного в г. Москве по ул. Артамонова, д. 4, корп. 1, 2, д. 8, корп. 1, 2.
По его условиям договор не требовал государственной регистрации (п. 5.1) и был заключен в соответствии с Федеральным законом РФ от 25.02.1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В п. 2.4.1 договора строительства от 19.08.2009 года содержалась ссылка на инвестиционный контракт N * от 29.08.2005 года о застройке земельного участка, расположенного в г. Москве, по ул. Артамонова, д. 4, корп. 1, 2, д. 8, корп. 1, являющегося собственностью Российской Федерации и находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 4.1 договора строительства стороны определили, что на дату его заключения объем соинвестиций Гнусаревой Л.И. составил 531250 р, из которых 100000 р. Гнусарева Л.И. должна оплатить в течение 10 банковских дней с момента подписания договора, а оставшуюся сумму - в течение 12 месяцев с момента заключения договора.
28.08.2009 года Гнусарева Л.И. перечислила платежным поручением ООО "Меркурий" 100000 р.
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N * от 07.11.2011 года инвестиционный контракт N * от 29.08.2005 года, заключенный между ГУ Московская квартирно-эксплуатационная часть района и Общественной организацией "*" "О застройке земельного участка, являющегося собственностью РФ, находящегося в пользовании МО РФ и расположенного по адресу: ***" расторгнут.
24.04.2012 года ООО "*" предложило вернуть Гнусаревой Л.И. денежные средства, а 28.08.2012 года Гнусарева Л.И. потребовала от указанной организации возмещения убытков.
Постановлением следователя 1 отдела СЧ по РОПД СУ УВД по * ГУ МВД России по г. Москве от 18.03.2014 года Гнусарева Л.И. признана потерпевшей в результате хищения мошенническим путем денежных средств сотрудниками ООО "ИСК *" и ООО "*".
Гнусарева Л.И. обратилась в Москомстройинвест с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, в котором указала, что объектом долевого строительства, в которое она вложила свои денежные средства, является дом 4-8 по ул. Артамонова г. Москвы, застройщик - ООО "*", денежные средства привлекло ООО "ИСК *".
Заявление Гнусаревой Л.И. в Москомстройинвест о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, рассмотрено административным ответчиком повторно, после того, как апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14.11.2017 года было отменено решение * районного суда города Москвы от 29.06.2017 года в части возложения на Москомстройинвест обязанности по включению в реестр.
Решением Москомстройинвеста от 27.04.2018 года Гнусаревой Л.И. отказано во включении в реестр, потому что она не соответствует законодательным критериям.
Удовлетворяя заявленные требования Гнусаревой Л.И, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец заключила договор соинвестирования, после чего обязательства по договорам не были выполнены. Кроме того, суд полагал, что Гнусарева Л.И. соответствует критериям, установленным пп. 3, 5, 6 п. 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда не согласилась, поскольку в соответствии с ФЗ N 214-ФЗ от 30.12.2004 г. необходимым условием отнесения к любому из критериев граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены является привлечение денежных средств именно для строительства многоквартирного дома, а не для оказания возмездных услуг потребителю, ни один из представленных Гнусаревой Л.И. в Москомстройинвест документов не подтверждает заключение ею сделок, на которые распространяются нормы Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ФЗ N 214-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ФЗ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", Приложениями N 1, 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403, пришел к выводу о том, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении Гнусаревой Л.И. в Реестр основано на правильном применении положений ФЗ N 403-ФЗ от 20.09.2013 г, так как земельный участок для строительства объекта не предоставлялся, находится в федеральной собственности и занят жилыми домами военного городка, разрешение на строительство не выдавалось, следовательно, в нарушение п.п. 2, 3 п. 10 Правил ведения Реестра пострадавших граждан города Москвы, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 20.09.2013 N 403 в материалах заявления о включении в Реестр, отсутствуют: копия договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (так как передача денежных средств посреднику таким подтверждением не является).
Выводы судов нижестоящих инстанций являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми, поскольку доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм закона, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов, не содержат в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судебное постановление вынесено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Гнусаревой Л.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22.04.2019 г. по административному делу по иску Гнусаревой Л.И. к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.