Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Коровкина В.Б., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 25.07.2019 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.04.2019 г. по административному делу по административному иску Коровкина В.Б. к Консульскому Департаменту МИД РФ Консульство Российской Федерации в Нью-Йорке, МИД России о признании незаконным отказа в оформлении заграничного паспорта и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Коровкин В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Консульскому Департаменту МИД России, Консульству Российской Федерации в Нью-Йорке, МИД России о признании незаконным отказа от 09.10.2017 года в оформлении заграничного паспорта и обязании устранить допущенные нарушения, оформить паспорт.
Требования мотивированы тем, что Коровкин В.Б. находится в США, является гражданином Российской Федерации, неоднократно документировался паспортами гражданина Российской Федерации, в том числе удостоверяющими личность за ее пределами, в 2016 году обратился в Консульство Российской Федерации в Нью-Йорке с заявлением об оформлении заграничного паспорта в порядке замены в связи с окончанием срока действия паспорта, выданного 14.01.2011 года, однако в выдаче паспорта ему было отказано, о чем сообщено оспариваемым решением, полученным 14.12.2017 года, по мнению административного истца, отказ безосновательно мотивирован неподтверждением его принадлежности к гражданству Российской Федерации, что не соответствует требованиям законодательства о гражданстве и противоречит его биографии.
Р ешением Пресненского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.04.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения по делу.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке гл. 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом, на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).
В силу ст. 7 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, признается, среди прочих, паспорт.
Согласно ст. 8 названного Федерального закона гражданину Российской Федерации, проживающему за пределами территории Российской Федерации, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве пребывания указанного гражданина по письменному заявлению.
С 01.11.2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяются Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ, согласно ч. 7 ст. 4 которого наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии с пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. N 1325 (далее - Положение), при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
До 01.11.2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, регулировал Закон Российской Федерации от 28.11.1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (вступил в силу 06.02.1992 г.) (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1; Федерального закона от 06.02.95 N 13-ФЗ, с изм, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 N 12-П).
В силу ч. 1 ст. 12 Закона N 1948-1 гражданство Российской Федерации приобретается: в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Согласно ст. 13 Закона N 1948-1 гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (06.02.1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (часть 1); лица, родившиеся 30.12.1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения (часть 2).
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 5206/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" (далее - Постановление) установлено, что в целях единого применения Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" установить, что граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и выехавшие временно за пределы Российской Федерации до 06.02.1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвратившиеся в Россию после вступления Закона в силу, признаются гражданами Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 Закона.
Согласно пункта 3 названного Постановления действие части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" распространяется на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.
Согласно пункту "г" статьи 18 Закона N 1948-1 в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 06.02.1992 года, если они до 31.12.2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
При этом, пункт "г" статьи 18 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 N 12-П в части, распространяющей правило о приобретения гражданства РФ путем специальной процедуры регистрации на лиц, которые родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР; и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении, процедура приобретения российского гражданства в порядке регистрации, предусматривающая подачу соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом, на лиц, состоявших в силу части 2 статьи 13 Закона N 1948-1 в гражданстве Российской Федерации по рождению не распространяется. В остальных случаях, только с момента принятия такого решения по поданному лицом заявлению полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации согласно статье 42 Закона N 1948-1 лицо считается приобретшим российское гражданство.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что Коровкин В.Б. родился * года в г. *, что подтверждается свидетельством о рождении серии ***; 04.09.2000 г. Коровкин В.Б. документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии *, выданным ***; 14.01.2011 года документирован общегражданским заграничным паспортом серии *, выданным ***, со сроком действия до 14.01.2016 года.
В 2016 году Коровкин В.Б. обратился в Генеральное консульство Российской Федерации в г. Нью-Йорк с заявлением о выдаче ему загранпаспорта взамен истекшего сроком действия, по запросу представил для целей проверки и подтверждения принадлежности к гражданству Российской Федерации дополнительные сведения о себе.
09.10.2017 года Генеральное консульство Российской Федерации в г. Нью-Йорк письмом сообщило административному истцу о том, что подтвердить его принадлежность к гражданству России не представляется возможным, поскольку Управление по вопросам миграции УМВД России по *** подтверждает факт проживания Коровкина В.Б. по указанному им адресу: ***, только с 24.06.1993 г. по 25.11.1993 г.; дополнительно предоставленные документы (копии военного билета и трудовой книжки) принадлежность истца к российскому гражданству также не подтверждают, так как в них отсутствуют сведения о прохождении военной службы и о трудовой деятельности на 06.02.1992 г, в том числе о прохождении военной службы в воинских частях, находившихся под юрисдикцией России на территориях других государств на 06.02.1992 года или о дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты вплоть до 01.07.2002 года. Коровкину В.Б. разъяснено о том, что он вправе обратиться с заявлением в суд об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации в течение определенного времени; административным ответчиком выражена готовность документировать истца российским заграничным паспортом при предъявлении вышеуказанного решения суда.
Из копии военного билета Коровкина В.Б следует, что он проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР с 01.08.1986 по 02.12.1991, уволен в запас 02.12.1991 приказом * от 02.11.1991 по ст. 59 п. "В" (по сокращению штатов); принят на учет *** 17.03.1992 года.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации на 06.02.1992 года, приобретения в силу этого, а также по иным предусмотренным законом основаниям гражданства Российской Федерации, Коровкиным В.Б. не представлено, при рассмотрении административного дела не установлено, и пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует закону и принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, без нарушения прав и интересов заявителя.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, поскольку факт проживания Коровкина В.Б. в 1992 году в г. *, постановка на воинский учет в *** 17.03.1992 года сам по себе о постоянном проживании истца на территории РФ в юридически значимый период не свидетельствуют; в суд по вопросу установления юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации истец не обращался, вступившего в законную силу решения суда об этом не представлено. Приобретение истцом гражданства Российской Федерации по рождению, в том числе по рождению родителей, также не подтверждено, с учетом того, что ни Коровкин В.Б, ни его мать рождены на территории России не были. Кроме того, не оспаривается, что до 31.12.2000 года с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке регистрации, общем порядке Коровкин В.Б. не обращался; в любом случае, решение по данному вопросу полномочным государственным органом не принималось, сведений об этом не представлено.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оснований полагать необоснованным оспариваемое решение административного ответчика об отказе документировать административного истца паспортом, не имеется; принадлежность Коровкина В.Б. к гражданству Российской Федерации не подтверждена; документирование паспортами гражданина Российской Федерации, само по себе приобретение истцом гражданства Российской Федерации по указанным в законе основаниям и с соблюдением установленного порядка не подтверждает.
Выводы судов нижестоящих инстанций являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми, доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств нижестоящими судами по административному делу, вместе с тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 35 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы судов нижестоящих инстанций, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит. Судебные постановления вынесено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Коровкина В.Б. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18.04.2019 г. по административному делу по административному иску Коровкина В.Б. к Консульскому Департаменту МИД РФ Консульство Российской Федерации в Нью-Йорке, МИД России о признании незаконным отказа в оформлении заграничного паспорта и обязании устранить допущенные нарушения - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.