Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Красовой М.С., действующей на основании доверенности в интересах Джавада П.А., направленную посредством почтовой связи 26 июля 2019 года и поступившую в Московский городской суд 01 августа 2019 года, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 апреля 2019 года по административному исковому заявлению Джавада П.А. к Департаменту образования города Москвы о признании незаконным требование об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через официальный портал Мэра Москвы, признании незаконным бездействие, обязании обеспечить зачисление в государственное общеобразовательное учреждение г. Москвы,
установил:
Джавад П.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту образования г. Москвы, в котором просил признать незаконным требование об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через официальный портал Мэра Москвы https://www.mos.ru/, так как в нем отсутствует возможность подачи заявления в общеобразовательные учреждения (школы) без указания адреса регистрации по месту жительства или пребывания; признать незаконным бездействие Департамента образования города Москвы в части обеспечения сына Али Ф.Д. доступом к общему среднему образованию, ссылаясь на то, что 29 августа 2018 года им было направлено заявление в Департамент образования города Москвы с просьбой о разъяснении порядка поступления в общеобразовательные организации (школы) г. Москвы детей, не имеющих регистрации в г. Москве, и не имеющих вследствие этого возможности воспользоваться сервисами официального портала Мэра Москвы https://www.mos.ru/, организации зачисления в общеобразовательную организацию (школу) г. Москвы. В ответе на этот запрос заместитель начальника Управления по работе с обращениями граждан Т.А. Юрасова сообщила, что прием граждан в образовательные организации возможен только посредством регистрации заявления на Портале. Данный ответ и изложенную в нем информацию заявитель считает нарушающим его права, так как отсутствует возможность подачи заявления о приеме детей в общеобразовательные организации (школы) города Москвы не через официальный портал Мэра Москвы https://www.mos.ru. При том, что через портал https://www.mos.ru. невозможно подать заявление о приеме в школу, если ребенок не имеет регистрации по месту жительства или пребывания в городе Москве, что, по мнению заявителя, нарушает принципы всеобщего равного доступа к образованию, установленные российским законодательством и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года N 32, согласно которому правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Согласно п. 9 указанного приказа прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Для приема в ОООД: родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (п. 5.).
Таким образом, обязанность по зачислению детей на обучение возникает только в случае проживания ученика на закрепленной территории, либо при наличии свободных мест в классе.
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N 447-ПП создана Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (КИС "ГУСОЭВ").
Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление в автоматизированной информационной системе с использованием Портала (www.mos.ru), при предъявлении в образовательную организацию документов, определенных вышеназванным порядком и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
При подаче заявителем электронного заявления на сайт mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений.
КИС "ГУСОЭВ" является государственной информационной системой города Москвы, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система города Москвы функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
КИС "ГУСОЭВ" обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очередность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот.
В КИС "ГУСОЭВ" регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы.
Заявление регистрируется родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" (https://www.mos.ru/serviees).
Наряду с этим, статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 10, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также то, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения с подготовкой ответа по существу поставленных вопросов.
Судом установлено, что Джавад П.А. является отцом несовершеннолетнего Али Ф.Д. 2008 года рождения.
29 августа 2018 года административный истец направил в адрес административного ответчика заявление, в котором просил организовать возможность зачисления сына Фарзада в 4-й класс Московской государственной образовательной организации (школы) в районе Люблино, Капотня, Марьино без указания адреса и предоставления документа, подтверждающего регистрацию ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
18 сентября 2018 года Департаментом образования г. Москвы рассмотрено обращение Джавада П.А. и ему предоставлен ответ N 01-55/02-15078/18, согласно которому заявителю был разъяснен порядок приема граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования. Заявителю сообщено, что зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление на официальном портале Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru. При подаче заявителем электронного заявления в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные, указанные в заявлении, не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости подтвердить указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения сведений, указанных в заявлении. Также в указанном ответе, заявителю было разъяснено, что при возникновении трудностей при регистрации электронного заявления он может обратиться в Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку действия должностных лиц административного ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства; административный ответчик выполнил требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": зарегистрировал обращение Джавада П.А, принял его к рассмотрению, рассмотрел, о чём заявителю дан ответ по существу в установленный Законом срок; заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика; непредставление ребенку административного истца места в дошкольных образовательных организациях связано исключительно с несоблюдением административным истцом порядка зачисления детей в дошкольные образовательные организации г. Москвы.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, одновременно указав на то, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без нарушения прав и интересов административного истца, его несовершеннолетних детей, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами; оснований полагать, что административным ответчиком нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, не имеется; на обращение заявителя Департаментом образования города Москвы дан ответ, в связи с чем указанное обращение рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; заявителю направлен письменный ответ по существу изложенных в обращении вопросов, подробно разъяснены вопросы приема в образовательную организацию (школу); реализация права на образование носит заявительный порядок, от действий (бездействия) административного ответчика не зависит, административный истец не лишен возможности в установленном порядке обратиться по вопросу зачисления в образовательные учреждения г. Москвы в Центр информирования о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Выводы судебных инстанций являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Красовой М.С, действующей на основании доверенности в интересах Джавада П.А, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 апреля 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.