Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Волковой Е.В., поступившую в Московский городской суд 07.09.2019 г., с учетом дополнений к кассационной жалобе, поступивших в Московский городской суд 08.09.2019 г., на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05.09.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07.09.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Волковой Е.В. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1443 района Люблино города Москвы об отмене решения об отказе во включении в списки избирателей,
установил:
Волкова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии N1443 района Люблино г. Москвы о признании действий (бездействия) незаконными, обязании включить в списки избирателей, мотивируя свои требования тем, что 19.08.2019 года обратилась в Московскую городскую избирательную комиссию с целью реализации своего активного избирательного права на выборах депутатов в Московскую городскую думу седьмого созыва, которые должны состояться 08.09.2019 года. На свое обращение Волкова Е.В. 23.08.2019 года получила ответ от члена комиссии * N *. 31.08.2019 года Волкова Е.В. подала в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 1443 района Люблино города Москвы заявление о включении в списки избирателей на избирательном участке N 1443, к заявлению приобщила документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории г. Москвы. 02.09.2019 года участковая избирательная комиссии избирательного участка N 1443 района Люблино города Москвы вынесла решение об отклонении заявления административного истца о включении в список избирателей. Полагала, что при рассмотрении заявления не были приняты во внимание положения ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; решение Люблинского районного суда города Москвы от 17.06.2019 года, вступившее в законную силу 07.08.2019 года, а также то обстоятельство, что с июля 2018 года Волкова Е.В. фактически проживает в городе Москве, получает пенсию, то есть является жителем города Москвы.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 05.09.2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07.09.2019 г. решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05.09.2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Для проверки в кассационном порядке по запросу судьи Московского городского суда от 09.09.2019 г. административное дело N * истребовано из Люблинского районного суда г. Москвы и поступило в экспедицию Московского городского суда 09.09.2019 г.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24.11.2005 года N 508-О, от 19.06.2007 года N 389-О-О и от 15.04.2008 года N 314-О-О).
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с гл. 24 КАС РФ, при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что 19.08.2019 года Волкова Е.В. обратилась в Московскую городскую избирательную комиссию в целях реализации своего активного избирательного права на выборах депутатов в Московскую городскую думу седьмого созыва, которые должны состояться 08.09.2019 года.
На свое обращение Волкова Е.В. 23.08.2019 года получила ответ от члена комиссии * N *.
31.08.2019 года Волкова Е.В. направила в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 1443 района Люблино города Москвы заявление о включении ее в список избирателей на избирательном участке N 1443 для голосования на выборах депутатов Московской городской думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 23, приложив к заявлению копию своего паспорта, копию договора аренды жилого помещения от 28.07.2018 года, копию решения Люблинского районного суда города Москвы от 17.06.2019 года, вступившего в законную силу 07.08.2019 года.
02.09.2019 года участковая избирательная комиссии избирательного участка N 1443 района Люблино города Москвы по итогам рассмотрения заявления вынесла решение об отклонении заявления Волковой Е.В. о включении ее в список избирателей, поскольку истец не является жителем города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных Волковой Е.В. административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия (бездействие) административного ответчика незаконными не являются, заявительница не может быть признана жительницей Москвы для реализации своего активного избирательного права, поскольку не имеет соответствующей регистрации по месту жительства.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции как с правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа ( п. 4 ст. 4 Закона).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона ( пункт 4 ст. 17 Закона N 67-ФЗ).
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ( п. 2 ст. 16 Закона).
Согласно ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяющей порядок голосования, бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения; при проведении выборов Президента Российской Федерации избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями.
Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Согласно Закону г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы) в список избирателей включаются жители города Москвы, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
В силу ст. 3 Избирательного кодекса города Москвы житель города Москвы - гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится на территории города Москвы, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации; избиратель - житель города Москвы, обладающий активным избирательным правом.
В соответствии со ст. ст. 8 Избирательного кодекса города Москвы, основанием для регистрации (учёта) избирателей является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) гражданина Российской Федерации на территории города Москвы, который устанавливается органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 10 Избирательного кодекса города Москвы основанием для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - факт пребывания (временного пребывания) на территории этого участка. Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) избирателя на территории избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в п. 17 ст. 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы права, исходя из установленного законом принципа свободы передвижения гражданина на территории Российской Федерации, права самостоятельно определять место жительства и места своего пребывания, заявительного характера регистрации по месту жительства, правомерно учел, что Волкова Е.В, не зарегистрированная в установленном порядке по адресу: *, жителем города Москвы не является и не обладает активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти города Москвы, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для её включения в списки избирателей. Нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя обжалуемым решением участковой избирательной комиссии N 1443 района Люблино города Москвы не установлено.
Суд первой инстанции оценил решение Люблинского районного суда города Москвы от 17.06.2019 года, вступившее в законную силу 07.08.2019 года, правомерно отметил, что из указанного решения суда следует, что заявительница постоянного места жительства и какой-либо регистрации по месту временного проживания (пребывания) не имеет.
Нарушение же порядка рассмотрения компетентными органами заявления о регистрации по месту пребывания, установленное судом, само по себе не подтверждает права на жилое помещение, не корреспондирует обязанность по обязательной регистрации в нём, без соблюдения установленной правовыми актами и регламентом процедуры.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Суд не вправе производить ревизию вступившего в законную силу решения суда под видом рассмотрения другого спора с иной интерпретацией требований, которым по существу уже давалась оценка при рассмотрении аналогичного дела.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Поскольку решением Люблинского районного суда г. Москвы от 17.06.2019г. не возложена обязанность на ОМВД России по району Люблино города Москвы осуществить регистрацию Волковой Е.М. по месту жительства или по месту пребывания в г. Москве, доказательств того, что Волкова Е.М. имеет регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в г. Москве суду не представлено, к кассационной жалобе, в том числе дополнительной, не приложено, следовательно, в удовлетворении требований административного искового заявления Волковой Е.В. к участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1443 района Люблино города Москвы об отмене решения об отказе во включении в списки избирателей обоснованно отказано судами нижестоящих инстанций, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Волковой Е.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 05.09.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07.09.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Волковой Е.В. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1443 района Люблино города Москвы об отмене решения об отказе во включении в списки избирателей - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.