Судья Московского городского суда Хренова Т.В., изучив кассационную жалобу осужденного Мальцева на приговор Бабушкинского районного суда города Москвы от 18 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 апреля 2016 года,
установила:
приговором Бабушкинского районного суда города Москвы от 18 декабря 2015 года
Мальцев, ранее не судимый,
- осужден по п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к лишению свободы сроком на 7 лет,
- по ч. 1 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к лишению свободы сроком на 6 лет.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Мальцеву назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 24 марта 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 апреля 2016 года приговор изменен:
- учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание Мальцева, наличие у него малолетнего ребенка, а также матери - инвалида 2 группы;
- снижено назначенное Мальцеву наказание с применением ст. 64 УК РФ за совершение преступления, предусмотренного п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, до 6 лет 9 месяцев лишения свободы;
- снижено назначенное Мальцеву наказание за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, до 5 лет 9 месяцев лишения свободы;
- снижено назначенное Мальцеву наказание в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п.п. "а, г", ч. 4 ст.228.1, ч.1 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, до 7 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставлен без изменения.
Мальцев признан виновным в незаконном производстве психотропных веществ, организованной группой, в крупном размере, а также в приготовлении к незаконному сбыту психотропных веществ, организованной группой, в крупном размере.
В кассационной жалобе осужденный Мальцев, полагая, что состоявшиеся в отношении него судебные решения подлежат изменению, утверждает, что изначально умысел участников организованной группы был направлен на сбыт психотропного вещества, которое они изготовили с этой целью. Просит квалифицировать его действия, как единое преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, снизить назначенное наказание и рассмотреть вопрос о возможности применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела и доводы жалобы, считаю необходимым передать кассационную жалобу вместе с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Приговором суда Мальцев признан виновным в том, что в период времени с *** года по *** года, совместно с двумя другими соучастниками организованной группы приобрели и приискали электронные весы; емкость из ***, в которую поместили ***, содержащую ***, отнесенный к прекурсорам; ***, в составе которого содержится ***; флакон из *** с ***, которая является прекурсором; емкость из *****, в которую поместили жидкость, содержащую ***; ***; банку из ***, ***; *емкостей из ***, в которые поместили различные жидкости; порошкообразные вещества; колбу из ***; мерные химические стаканы, и хранили по месту регистрации и фактического проживания соучастника - в квартире N *** по адресу: ***. Используя вышеуказанные вещества и приспособления, восстанавливая прекурсоры ***, используя иные указанные и неустановленные химические вещества в специально приспособленном для этого помещении - квартире по вышеуказанному адресу.
Мальцев и двое других участников организованной группы совершили незаконное производство психотропного вещества в крупном размере: *** не менее *** грамма, высушенного до постоянной массы, которая составила не менее *** грамма, содержащего в своем составе психотропное вещество - ***; вещество массой не менее *** грамма, содержащее в своем составе психотропное вещество - ***; вещества массой не менее *** грамма и *** грамма, прозрачную жидкость объемом *** мл, масса сухого остатка выпаренной жидкости составила *** грамма, а всего общей массой не менее *** грамма, которые являются психотропным веществом, содержащим в своем составе ***, часть которого каждый из участников организованной группы употребил, а оставшуюся часть обнаружили и изъяли сотрудники полиции: *** массой *** грамма, высушенного до постоянной массы не менее *** грамма у соучастника Мальцева в ходе личного досмотра *** года; массой *** грамма при производстве обыска в жилище соучастника Мальцева *** года по адресу: ***; общей массой *** грамма при производстве обыска в жилище Мальцева ***года по адресу: ***.
Он же признан виновным в том, что совместно со вторым соучастником, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, действуя в составе организованной группы, совершил приготовление к незаконному сбыту в указанном выше количестве незаконно произведенного организованной группой, в которую они входили, и находящегося в их распоряжении психотропного вещества в крупном размере, однако преступление не было доведено ими до конца, поскольку их преступная деятельность была пресечена сотрудниками полиции на стадии приготовления к преступлению.
Суд квалифицировал действия Мальцева по п.п. "а, г" ч. 4 ст.228.1 УК РФ, как незаконное производство психотропных веществ, организованной группой, в крупном размере; по ч.1 ст.30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как приготовление к незаконному сбыту психотропных веществ, организованной группой, в крупном размере.
Вместе с тем квалификация действий Мальцева по п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ вызывает сомнения.
В соответствии с требованиями уголовного закона, а также разъяснениями, приведенными в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года N 14 (в редакции от 23 декабря 2010 года) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", под незаконным производством наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на серийное получение таких средств или веществ из растений, химических и иных веществ (например, с использованием специального химического или иного оборудования, производство наркотических средств или психотропных веществ в приспособленном для этих целей помещении, изготовление наркотика партиями, в расфасованном виде).
Вместе с тем в приговоре не содержится данных о том, какими партиями участники организованной группы производили психотропное вещество, какое оборудование использовали, в чем выражалась серийность такого производства, что является обязательным при квалификации действий осужденного, как незаконное производство психотропных веществ.
При таких обстоятельствах имеются достаточные основания для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.8, 401.11 УПК РФ, судья
постановила:
передать кассационную жалобу осужденного Мальцева на приговор Бабушкинского районного суда города Москвы от 18 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 апреля 2016 года вместе с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судья Московского городского суда Т.В. Хренова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.