Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника наименование организации по доверенности фио на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по ЦФО фио N 11-35/2748 от дата, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от дата, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении наименование организации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по ЦФО N 11-35/2748 от дата наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и ему назначено административном наказание в виде штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника наименование организации фио - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник наименование организации фио ставит вопрос об отмене названных административных актов, в связи с отсутствием в действиях наименование организации состава административного правонарушения.
В суде второй инстанции защитник наименование организации фио доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Допрошенная в качестве свидетеля сотрудник Росприроднадзора фио, предупрежденный судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагал вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника фио, не нахожу оснований к отмене решения судьи и постановления должностного лица, постановленных в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Судом установлено и из материалов дела следует, что наименование организации при использовании поверхностным водным объектом река.., с целью сброса сточных вод, в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы получено решение о предоставлении водного объекта в пользование от дата N 77-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2016-01226/00 сроком действия до дата
Департаментом природопользования и охраны окружающий среды г. Москвы наименование организации выдано разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от дата N 1935327-2018 сроком действия до дата Утвержденный расход сточных вод (объединенный сброс с дорожно-транспортной сети) составляет 1256,21 тыс. м3/год.
В связи с поступившими обращениями, указывающими на загрязнение окружающей среды посредством сброса недостаточно очищенных сточных вод в реку.., по адресу: адрес (... ), определением государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по ЦФО от дата N 11-34/207 в отношении наименование организации возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования установлено, что наименование организации, в соответствии с Уставом предприятия, осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг по водоотведению поверхностных сточных вод города Москвы в городскую водоотводящую сеть поверхностного стока, с последующим её удалением и обработкой.
Водовыпуск, расположенный по адресу: адрес (... адрес), является водовыпуском городской водоотводящей системы, обеспечивающей сбор и транспортировку поверхностных сточных вод, формирующихся на территории дорожно-транспортной сети (объединенный сброс с дорожно-транспортной сети).
дата в время, дата в время, дата в время по адресу: адрес (... адрес), (примерные географические координаты: 55.761824, 37.685810), в рамках проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденного определением от дата N 11-34/207, совместно со специалистами наименование организации, произведён отбор проб сбрасываемых наименование организации сточных вод в реку... из водовыпуска, расположенного по адресу: адрес (... адрес).
Произведен отбор проб природной воды реки... выше 100 метров от места поступления сточных вод наименование организации в реку...
Результаты измерений от дата N.., от дата N 105ВД, от дата N 107ВД показали, что организация в нарушение требований ч.ч. 1,2,3 ст.22, ч.1 ст.34. ч.1,2 ст. 39 Закона РФ "Об охране окружающей среды" от дата N 7-ФЗ; ч.4 ст.35, ч.2 ст.39, ч.2 ст. 55. ч.6 адресст. 56 адреса РФ от дата N 74-ФЗ допустило сброс сточных вод в реку... из водовыпуска, расположенного по адресу: адрес (... адрес) (примерные географические координаты: 55.761824, 37.685810), с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от дата N 552, а также с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (река... ) от дата N 1935327-2018, а именно: нефтепродукты - 0,12, 013, 0,1 при допустимом значении 0,065/0,05 мг/дм3; азот аммонийный - 0,936, 0,507, 0,741 при нормативном значении 0,504/0,4 мг/дм3; нитрит ионы - 0,24, 0.16, 022 при допустимом значении 0,08 мг/дм3.
Действия наименование организации квалифицированы по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения наименование организации правонарушения и вина в совершении административного правонарушения подтверждается: электронным обращением (жалобой) на загрязнение реки.., с приложением фотографий; определением N 11-34/207 от дата о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; определением о назначении экспертизы от дата; протоколом изъятия проб и образцов от дата, от дата; протоколом осмотра водоохранной зоны акватории реки... по адресу: адрес,... адрес от дата; протоколом результатов измерений сточных и природных вод от дата, от дата; протоколом об административном правонарушении N 11-33/2707 от дата; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 11-2708/ОВ от дата; решением о предоставлении водного объекта в пользование; письменными пояснениями заявленного объема сточных вод, поступающих в р. Москва с объединенного сброса с дорожно-транспортной сети; заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ; перечнем и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу река Москва; сведениями об объемах сточных вод водовыпуска наименование организации; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении наименование организации; показаниями в суде второй инстанции свидетеля фио о том, что в ходе проведенной проверки и забора образов воды в реке... установлен факт попадания в реку из водовыпуска наименование организации загрязненной химическим веществами воды. Указанное происходит из-за недостаточной очистки сточных вод наименование организации.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ наступает за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В силу ст. 11 Закона РФ от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти в Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
В соответствии со ст.22 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.1, ч.2 ст. 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 4 адресст. 35 адреса РФ от дата N 74-ФЗ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу подп. 1 ч.2 ст. 39 Закона N 74-ФЗ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
На основании ч.2 ст. 55 Закона N 74-ФЗ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.56 Закона N 74-ФЗ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
К выводу о виновности наименование организации в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ должностное лицо, а впоследствии суд, пришли на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности наименование организации в совершении вмененного ему правонарушения по делу не усматривается.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица наименование организации имелась возможность для соблюдения законодательства, но Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, доводы жалобы, что в действиях наименование организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, суд считает необоснованными, поскольку они опровергается представленными материалами дела.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица, не является основанием к его отмене, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.
Наказание наименование организации назначено в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по ЦФО фио N 11-35/2748 от дата, вынесенное в отношение наименование организации по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, жалобу защитника наименование организации фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.