Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГБУ "Автомобильные дороги" Андрианова Г.Б. на постановление N 0401-1149/2018/СВАО от 17 сентября 2018 года заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды С*** Д.В., решение судьи Останкинского районного суда г.Москвы от 15 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении ГБУ "Автомобильные дороги"
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0401-1149/2018/СВАО от 17 сентября 2018 года заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды С*** Д.В, юридическое лицо- ГБУ "Автомобильные дороги" привлечено к административной ответственности по ст.4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и ему назначено административный штраф в размере 300 000 руб.
Защитник ГБУ "Автомобильные дороги" обратился с жалобой на вышеуказанное постановление должностного лица административного органа в Останкинский районный суд г.Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ГБУ "Автомобильные дороги" ссылается на то, что, по его мнению, судьей не учтены требования закона и обстоятельства дела, не имеется состава административного правонарушения, вины ГБУ "Автомобильные дороги", вмененное административное правонарушение не доказано, вырубленное растение не учтено в паспорте учетного участка объекта, земельный участок скашивается каждые 10 суток, в связи с чем растение не могло на нем врасти, дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя ГБУ.
В судебном заседании защитник ГБУ "Автомобильные дороги" Андрианов Г.Б, доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснил, что земельный участок регулярно приводится в порядок, в связи с чем куст вырасти не мог, данное растение не указано в паспорте учетного участка объекта. Представленные фотографии не фиксируют срезанных веток значительного роста, для вырубки которых требовалось бы оформление порубочного билета. Вмененное нарушение выявлено не должностным лицом административного органа, а активным гражданином, не обладающим необходимой квалификацией и знаниями обстоятельства дела. Пояснил, что о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции ГБУ было извещено, в судебное заседание не прибыл, ожидая его отложения.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ГБУ "Автомобильные дороги" Андрианова Г.Б, прихожу к выводу о том, что основания для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда отсутствуют.
Административная ответственность по ст.4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" наступает за незаконное уничтожение зеленых насаждений и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц пятьдесят тысяч рублей.
Закон города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" определяет зеленые насаждения как древесно-кустарниковую и травянистую растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
В силу ст. 2 названного Закона защите подлежат все зеленные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В соответствии со ст. 2 и 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" граждане, должностные и юридические лица обязаны осуществлять меры сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий илибездействий, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений, а также не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Согласно ст. 3 названного Закона вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
В соответствии с п. 8.6 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" В процессе содержания территории производится:
- вырубка аварийных и сухостойных деревьев и кустарников;
- вырубка деревьев с наличием на коре летных отверстий опасных стволовых вредителей;
- вырубка поросли и самосева малоценных видов древесной растительности (ива, клен ясенелистный, тополь) с диаметром ствола менее 5 см на высоте 1,3 м от земли;
- удаление подроста и подлеска на особо охраняемых природных территориях и природных территориях при рубках ухода - осветление и прочистка в соответствии с проектом мероприятий по сохранению, развитию и воспроизводству насаждений;
- омолаживающая обрезка деревьев и кустарников;
- удаление (вырубка) боковых стволов.
Для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев и кустарников в процессе содержания правообладатель земельного участка (балансодержатель территории) организует обследование зеленых насаждений с привлечением специалиста по уходу за зелеными насаждениями.
По результатам обследования правообладателем земельного участка (балансодержателем территории) составляется перечетная ведомость с полной характеристикой каждого дерева и кустарника, подлежащего вырубке или обрезке, заверенная печатью и подписью правообладателя земельного участка (балансодержателя территории).
На обследуемую территорию составляются план территории с точным указанием местоположения вырубаемых и подлежащих обрезке деревьев и кустарников с указанием их порядкового номера согласно перечетной ведомости и план территории с точным указанием мест посадки деревьев и кустарников с ассортиментной ведомостью высаживаемых зеленых насаждений (в случае, если предусмотрена посадка деревьев и кустарников взамен вырубаемых). Планы территории подписываются и заверяются печатью правообладателя земельного участка (балансодержателя территории).
Форма перечетной ведомости, масштаб и ориентирование плана территории, условные обозначения зеленых насаждений и точность их нанесения на планах территории должны соответствовать установленным требованиям ( постановление Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 770-ПП "О Методических рекомендациях по составлению дендрологических планов и перечетных ведомостей").
Сухостойные деревья и кустарники выявляются в вегетационный период - с мая по сентябрь включительно, кроме старого сухостоя (сухостой прошлого года), который можно выявить в любое время года.
Обрезку ветвей деревьев, расположенных в охранных зонах трасс воздушных линий электропередачи, обеспечивает правообладатель земельного участка (балансодержатель территории) в соответствии с разделом 4 настоящих Правил. Обрезка ветвей деревьев производится по графику, согласованному с правообладателями (балансодержателями) линий электропередачи, под их контролем с соблюдением технологических норм.
Вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территории производится на основании порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
В случае выявления нарушений в процессе содержания территории по результатам мероприятий по государственному контролю в области защиты зеленых насаждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, сотрудником отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы оформляются предписания в установленном порядке (приложение 35). При этом в случае необходимости вырубки или обрезки деревьев и кустарников для устранения нарушений данные работы производятся на основании такого предписания с составлением плана-схемы территории, с указанием мест произрастания деревьев и кустарников, подлежащих вырубке или обрезке, подписанного сотрудником отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и правообладателем земельного участка (балансодержателем территории).
Ответственность за вырубку или обрезку деревьев и кустарников по предписаниям Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы возлагается на правообладателя земельного участка (балансодержателя территории).
Из материалов дела следует, что 31 июля 2018 года в 12 ч. 11 мин. гражданка *** обратилась на централизованный портал Правительства Москвы "Наш город" (обращение N 20873867) по факту уничтожения кустов рабочими при производстве работ по покосу травы, произрастающих по адресу: ***, с приложением фотоматериалов, на которых усматриваются порубочные остатки кустарниковой поросли клена ясенелистного (малоценный вид древесной растительности).
Таким образом, 31 июля 2018 года в 12 ч. 11 мин. по адресу: *** ГБУ "Автомобильные дороги" допустило административное пр авонарушение, предусмотренное ст. 4.39 КоАП г. Москвы - нарушение правил и требований в области раны окружающей среды, выразившееся в уничтожении клена ясенелистного (малоценный вид древесной растительности).
Для оформления порубочного билета и разрешительной документации обращений в от ГБУ "Автомобильные дороги" Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы не поступало.
Таким образом, ГБУ "Автомобильные дороги" совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Допущенное нарушение подтверждается собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами -постановлением о назначении административного наказания; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; актом проведения обследования территории; протоколом об административном правонарушении; распечаткой электронного обращения К***Е. на централизованный портал Правительства Москвы "Наш город" и опровержением привлекаемого лица с приложенной схемой места правонарушения с фотоматериалами; уставом ГБУ "Автомобильные дороги" и другими письменными материалами дела.
Должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ГБУ "Автомобильные дороги" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица, - ГБУ "Автомобильные дороги" имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, за нарушение которого ст.4.19 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, ГБУ "Автомобильные дороги" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.4.19 КоАП г. Москвы.
Действия ГБУ "Автомобильные дороги" по ст.4.19 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Выводы должностного лица и судьи о виновности ГБУ "Автомобильные дороги" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП г. Москвы, Закон а города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Правильность выводов судьи подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом административного органа с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Доказательства оценены судьёй по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы не служат основанием к отмене обжалуемого постановления.
В соответствии с разделом 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
Закон города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" определяет зеленые насаждения как древесно-кустарниковую и травянистую растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
В силу ст.2 названного Закона защите подлежат все зеленные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В соответствии со ст. 2 и 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" граждане, должностные и юридические лица обязаны осуществлять меры сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействий, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений, а также не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Согласно ст. 3 названного Закона вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
Порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории г. Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
Согласно п. 8.1.1 Правил, выдача порубочных билетов производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - специально уполномоченным Правительством г. Москвы органом по защите зеленых насаждений.
Согласно п. 8.1.2 Правил, вырубка и пересадка деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства, производятся при наличии порубочного билета и (или) разрешения на пересадку, оформленных в установленном порядке ( приложения 17А, 20 ), если иное не установлено настоящими Правилами.
Вырубка и пересадка деревьев и кустарников, находящихся в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы или Департаментом культурного наследия г. Москвы, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением г. Москвы ( п. 8.1.2 в редакции постановления Правительства г. Москвы от 30.04.2013 N 283-ПП).
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляет государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы.
В результате обследования территории административным органом установлено, что ГБУ "Автомобильные дороги" допустил незаконное уничтожение клена ясенелистного по адресу: ***, при этом согласование (разрешительная документация, порубочные билеты), допускающее спил деревьев Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы не оформлялось. Данное зеленое насаждение подлежало защите независимо от его учета в качестве такового, могло быть удалено только в установленном, а не произвольном порядке.
По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьёй районного суда при рассмотрении дела.
В судебном заседании Московского городского суда 30 июля 2019 г. в качестве свидетеля допрошена предупрежденная об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ под роспись ***, ведущий специалист ГБУ "Автомобильные дороги", пояснившая, что на указанном земельном участке регулярно косится трава, зеленого насаждения не имелось, они приведены отдельно в паспорте учетного участка объекта, их содержание специально финансируется.
Оценив данные показания свидетеля в совокупности с иными собранными по делу доказательствами прихожу к выводу о том, что они, сами по себе, собранные по делу относимые и допустимые доказательства объективно не опровергают, не являются установленным законом основанием для иного вывода по делу.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судьёй районного суда в полном соответствии с правилами ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в решении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ГБУ "Автомобильные дороги" в совершении вмененного административного правонарушения, а потому не могут служить основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Вопреки доводам жалобы о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции сторона защиты извещалась надлежащим образом, не явившись в судебное заседание стороны защиты распорядилась имевшимися правами по своему усмотрению.
Приложенные к жалобе в Московский городской суд копии жалобы на имя председателя районного суда, со ссылкой на ожидание отложения судебного заседания, общего журнала работ по уходу за зелеными насаждениями, со схемой их расположения, фотографии газона, сами по себе, основанием для иного вывода по делу не являются.
Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в порядке ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ГБУ "Автомобильные дороги" в пределах ст.4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Руководствуясь ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
Постановление N 0401-1149/2018/СВАО от 17 сентября 2018 года заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды С*** Д.В, решение судьи Останкинского районного суда г.Москвы от 15 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.19 КоАП г. Москвы в отношении ГБУ "Автомобильные дороги" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
СудьяМосковского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.