Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Шестаковой Ю.А. на постановление врио главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа майора медицинской службы Сальникова А.Н. от 11 июля 2018 года N90, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России,
УСТАНОВИЛ
Постановлением врио главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа майора медицинской службы Сальникова А.Н. от 11 июля 2018 года N90, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 февраля 2019 года, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Шестакова Ю.А. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об изменении постановления по делу об административном правонарушении и переквалификации действий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России со ст.8.2 КоАП РФ на ст.6.3 КоАП РФ. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку не специализируется на осуществлении деятельности по обращению с отходами, основной целью деятельности Учреждения в соответствии с Уставом является содержание (эксплуатация) объектов военной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Титов И.В. в судебном заседании жалобу поддержал.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Титова И.В, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, в редакции, действовавшей во время совершения правонарушения, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.п.2.2.1, 2.2.7 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. N 4690-88) при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).
Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что приказом Минобороны России N 155 от 02.03.2017г. создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и специальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 13, 14 устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, утв. приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017г. N 607, Учреждение осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе сбор обработку и утилизацию отходов.
20.09.2017г. Минобороны России с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N З-УЖФ/РВСН-4, в соответствии с которым учреждение приняло на себя обязательства по управлению жилищным фондом Минобороны России, в том числе во Владимирской области. Договор вступил в силу с 01.10.2017г. и действует до 30.09.2020г.
В соответствии с п.п. 71, 73-76 приложения N 1 к договору управления, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, д. 13д, ул. Красноармейская, д. 47, 47а, 476 и 47в, в связи с чем с жителей дома взимается плата за оказанные жилищно-коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт.
На прилегающих к указанным многоквартирным домам придомовых территориях оборудованы контейнерные площадки для сбора, накопления и последующего вывоза твердых коммунальных бытовых отходов управляющей организацией - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В ходе проведенных 28.04.2018г. и 03.05.2018г. 19 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56680 проверок исполнения требований федерального законодательства, экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами в жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе N1 (г.Владимир) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по РВСН) установлено нарушение ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ требований ст.42 Конституции РФ, ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п.п.2.2.1, 2.2.7 СанПин 42-128-4690-88: контейнерные площадки многоквартирных домов по адресам: г. Владимир, проспект Строителей, д. 13д, ул. Красноармейская, д. 47, 47а, 47б и 47в захламлены бытовыми отходами, организованы свалки мусора, который не вывозился длительное время.
Действия ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ подтверждены следующими доказательствами: постановлением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, в/ч 56680 от 18 мая 2018г. о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки; договором управления N 3-УЖФ/РВСН-4 Управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ от 20.09.2017г.; перечнем жилищного фонда, закрепленного за вооруженными силами РФ, передаваемого в управление Управляющей организации; отчетами по точке вывоза ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по адресу: пр-т Строителей, д.13/2 за апрель, май 2018г. с фототаблицами; актом осмотра площадки отходов ТКО и ЖБО по адресу: г. Владимир, проспект Строителей 13-Д от 28.04.2018г. и фотографиями, выполненными по указанному адресу 28.04.2018г, 29.04.2018г, 30.04.2018г, 02.05.2018г.; актом осмотра площадки отходов ТКО и ЖБО по адресу: г. Владимир, ул. Красноармейская, д. N 47, 47А, 47Б, 47В от 03 мая 2018г. и фотографиями, выполненными по указанному адресу 03.05.2018г.; гарантийным письмом об оплате задолженности от 26.04.2018г.; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Доводы жалобы о неверной квалификации действий ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, носит формальный характер, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе, установленных приведенными выше Федеральными законами, его образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Обязанность юридических лиц при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами установлена ст.11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Факт прекращения вывоза с 27.04.2018г. ТБО с контейнерных площадок многоквартирных домов в г.Владимире по адресам: проспект Строителей, д.13д, ул.Красноармейская, д.47, 47а, 47б, 47в, заявителем не оспаривался.
Таким образом, нарушение ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как не опровергают вывод о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и приведенных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление врио главного государственного санитарного врача региона ответственности Западного военного округа майора медицинской службы Сальникова А.Н. от 11 июля 2018 года N90, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Шестаковой Ю.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.