Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам защитника фио, поданным в защиту ... фио на постановление судьи Симоновского районного суда адрес от дата, которым ... фио признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 30 (тридцать) суток,
УСТАНОВИЛ:
дата инспектором по ИАЗ ОМВД России по адрес фио в отношении... фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Симоновский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, защитник... фио - фио ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ее подзащитного состава, события административного правонарушения. В обоснование жалоб указала на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины... фио в совершении вмененного административного правонарушения, организатором публичного несогласованного мероприятия... фио не являлся, в основу постановления положены недопустимые доказательства.
... фио и его защитник фио в судебное заседание явились, доводы жалоб поддержали.
Допрошенный в суде второй инстанции сотрудник полиции фио пояснил, что он поддерживает выдвинутые в отношении... фио обвинения по организации массового публичного мероприятия, утверждает, что дата в утреннее время ему был передан рапорт сотрудников полиции, в котором содержалась информация о совершении... фио правонарушения, выразившегося в организации несогласованного публичного мероприятия. При изучении видеозаписи программы интернет адрес... " он установил, что ведущий программы... фио призывает граждан к участию в публичном мероприятии дата у здания Мэрии Москвы. В связи с этим им был составлен в отношении... фио протокол об административном правонарушении. Акт осмотра произведен им с участием двух понятых, которые ознакомились с ним, поставив свои подписи. С понятыми он ранее не знаком, сведения об их личности установлены по документам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, заслушав объяснения... фио и его защитника фио, осмотрев по ходатайству стороны защиты видеозапись, приобщенную к материалам дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.
В силу ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного чч. 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до сумма прописью, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от пятисот тысяч до сумма прописью.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от дата N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от дата N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. При этом к организации публичного мероприятия, в том числе относится проведения предварительной агитации ( ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от дата N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Как усматривается из материалов настоящего дела, дата по адресу: адрес, в ходе мониторинга сети Интернет сотрудником ЦПЭ ГУ МВД России по адрес выявлено, что дата... В.С. на общедоступном ( не заблокированном к просмотру иными пользователями сети Интернет) интернет адрес... ", количество подписчиков которого на текущую дату составляет... просмотров, ( ссылка... ), добровольно приняв на себя и исполняя функции организатора публичного массового мероприятия, осознавая противоправный характер своих действий, заранее зная и предвидя их вредные последствия, в нарушение требований ст. 4, 7, 10 Федерального закона от дата N 54-ФЗ в ходе своего участия в программе "... ", "... " на интернет адрес... " (... ) публично призывал и агитировал граждан к участию дата по адресу: Москва, адрес несогласованном публичном мероприятии, сообщая неопределенному кругу лиц сведения об акции от дата, содержащие информирование граждан о месте, времени, целях проведения готовящегося публичного мероприятия.
Учитывая, что постановлением судьи Черемушкинского районного суда адрес от дата, вступившим в законную силу дата,... фио уже привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, указанные действия... фио квалифицированы по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность... фио подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении серии адрес N... от дата; рапортами сотрудников полиции фио, фио; видеозаписью правонарушения; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, серии адрес N... от дата; протоколом об административном задержании адрес N... ; справкой ЗИЦ на... фио; актом исследования интернет-ресурсов от дата с фотоматериалом; копией письма Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Правительства Москвы от дата, из содержания которого следует, что уведомление о проведении публичного мероприятия по адрес в адрес на дата не подавалось; вступившим в законную силу дата постановлением судьи Черемушкинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении... фио, показаниями в суде второй инстанции свидетеля фио.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины... фио в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
Не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
В протоколе указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, процедуры предписанные нормами КоАП РФ соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.
Довод заявителя о том, что акт осмотра видеозаписи, рапорт сотрудника полиции не могут служить допустимыми доказательствами по делу, основанием для удовлетворения жалобы не является. Названные документы содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших акт осмотра и рапорты, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного... фио правонарушения.
Вывод о наличии в действиях... фио состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины... фио в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Просмотренная в настоящем судебном заседании по ходатайству стороны защиты видеозапись интернет адрес... " (ссылка... ) с программой... фио, в ходе ведения которой последним высказывались призывы к неопределенному кругу лиц прийти на акцию дата к 14.00 к Мэрии Москвы, имеющееся в материалах дела, выводов суда первой инстанции не опровергает.
Довод жалобы о том, что... фио не осуществлял действий по организации публичного мероприятия, не свидетельствует об отсутствии в действиях последнего состава вмененного административного правонарушения.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от дата N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относится проведение предварительной агитации.
Из положений ст. 10 Федерального закона от дата N 54-ФЗ следует, что предварительной агитацией является информирование граждан о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и распространение иной информации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
При этом проведение предварительной агитации организатор публичного мероприятия и иные граждане вправе осуществлять только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ст. 10 этого же Федерального закона).
Однако, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела,... фио в нарушение приведенных выше требований Федерального закона от дата N 54-ФЗ проводил предварительную агитацию готовящегося публичного мероприятия путем информирования граждан о времени, месте его проведения, целях проведения публичного мероприятия, распространил такую информацию в ходе ведения передачи "... ", "... " на интернет адрес... " (... ), заранее зная о несогласовании с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Таким образом, действия... фио правильно квалифицированы по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
Изложенное опровергает доводы жалобы о недоказанности вины... фио в совершении вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела судьей Симоновского районного суда адрес в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющегося одним из организаторов публичного мероприятия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод жалобы о нарушении судьей первой инстанции принципа состязательности и равноправия сторон, в связи с отсутствием в судебном заседании лица, исполняющего функцию государственного обвинения, основан на ином толковании права и не влечет отмену или изменение судебного акта.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, с целью поддержания обвинения.
При этом полномочия прокурора в рамках производства по делу об административном правонарушении установлены ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, поддержание государственного обвинения в указанный перечень не входит.
Ссылка на то, что судья районного суда необоснованно отказал в удовлетворении заявленных ходатайств, не является поводом к отмене обжалуемого постановления судьи, так как судья в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ вправе как удовлетворить, так и оставить без удовлетворения заявленное ходатайство. Свои выводы суд первой инстанции мотивировал, изложив их подробно в описательно-мотивировочной части определения.
То обстоятельство, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не велся протокол судебного заседания, служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи не может.
В силу требований ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении ведется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
Частью 1 ст. 23.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 20.2 КоАП РФ, рассматривается судьей районного суда единолично.
Учитывая вышеизложенные нормы КоАП РФ, судья районного суда обоснованно не нашел оснований для ведения протокола судебного заседания по настоящему делу.
Вопреки доводам жалобы нарушения положений международных соглашений, участником которых является Российская Федерация, в том числе, Конвенции о защите прав человека и основных свобод ( адрес, дата), не усматривается.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Довод жалобы о чрезмерной суровости назначенного... фио наказания не обоснован.
Санкция ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ является относительно определенной и предусматривает за совершение данного административного правонарушения административное наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до сумма прописью, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
В постановлении от дата N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Из постановления судьи следует, что при назначении... фио названного административного наказания судья учел обстоятельства и характер совершенного правонарушения, данные о личности виновного, в том числе и семейное положение.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, данных о личности виновного, назначенное... фио административное наказания в виде административного ареста сроком на тридцать суток не может считаться чрезмерно суровым, несоразмерно предусмотренным в ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем, довод жалобы о том, что судьей районного суда неверно произведено исчисление срока административного ареста, заслуживает внимание. Из материалов дела усматривается, что административное доставление... фио в отдел полиции по адрес был осуществлен дата в 16.30. В суде... фио и его защитник фио пояснили, что дата в около время... фио был отпущен из камеры для временно задержанных и находился в помещении отдела полиции до время, т.е. до окончания срока административного задержания, после чего сотрудники полиции принудительно на служебном автомобиле доставили его в Симоновский районный суд адрес для судебного разбирательства. Примерно в 22.00 дата судом было вынесено обжалуемое постановление, после чего он был вновь доставлен в отдел полиции для исполнения постановления суда.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции считает необходимым изменить обжалуемое постановление, указав, что срок административного ареста... фио следует исчислять с дата с время, исключить из резолютивной части постановления абзац N 3 об исчислении сроков ареста.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
Предусмотренных законом оснований исключающих возможность назначения... фио административного наказания в виде административного ареста судом не установлено.
Постановление о привлечении... фио к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Симоновского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении... а.., изменить, указав, что назначенный... фио срок административного ареста необходимо исчислять с время дата. Исключить из резолютивной части постановления судьи Симоновского районного суда адрес от дата абзац N 3 об исчислении сроков ареста.
В остальной части постановление судьи Симоновского районного суда адрес от дата оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.