Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе, с учетом дополнений законного представителя МОО "Рахманиновское общество" Председателя Правления Паршиной Т.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда от 05 апреля 2019 года, которым МОО "Рахманиновское общество" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 руб.,
УСТАНОВИЛ
04 марта 2019 года главным инспектором отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны культурного наследия Мосгорнаследия в отношении МОО "Рахманиновское общество" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе, с учетом дополнений, законный представитель МОО "Рахманиновское общество" Председатель Правления Паршина Т.В. просит изменить постановление суда в части меры наказания в виде административного штрафа в размере 400000 руб, просит снизить штраф до 100000 руб, в обоснование жалобы ссылается на то, что при назначении административного наказания, в нарушение положений ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, судом не были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение организации, вынужденный характер действий МОО "Рахманиновское общество", осуществляющей просветительскую и культурную деятельность, которая не финансируется государством, по привлечению дополнительных денежных средств путем заключения договоров об установке оборудования операторов сотовой связи; наличие у организации неисполненных денежных обязательств.
В судебном заседании защитник МОО "Рахманиновское общество" адвокат Хорст Д.И, жалобу, с учетом дополнений, поддержал.
Представитель Мосгорнаследия по доверенности Чинова М.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Частью 19 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с под. 2 п. 6 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" д олжностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки либо задания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, и проводить исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю. Дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Из положений ст. 10 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 следует, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, МОО "Рахманиновское общество" 02 февраля 2019 года в 00 час. 01 мин. совершило повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при следующих обстоятельствах.
МОО "Рахманиновское общество" на основании договора аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, от 09 июня 2003 года сроком действия до 03 июня 2018 года, является пользователем здания по адресу: г. Москва, ул. Б. Ордынка, д.6/2, стр.1. Здание по указанному адресу принято под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия "Городская усадьба, XVIII-XIX вв. - Главный дом, XVIII в. 1870-е гг." (далее - Объект). Объект отнесен к выявленным объектам культурного наследия.
Предмет охраны объекта определен протоколом заседания Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии N 44 от 07 февраля 2011 года.
В ходе осмотра здания установлен факт незаконной установки на кровле здания антенн операторов сотовой связи, в связи с чем МОО "Рахманиновское общество" выдано предписание N В201/2017-378/17П от 20 октября 2017 года, п.1 которого Общество обязано демонтировать с крыши и подкровельного пространства здания антенны операторов сотовой связи и оборудование к ним в срок до 28 февраля 2018 года. На основании письменного обращения организации от 13 февраля 2018 года срок исполнения п. 1 Предписания продлен Мосгорнаследием до 31 мая 2018 года.
Уведомление о продлении срока исполнения п. 1 Предписания получено МОО "Рахманиновское общество" 16 марта 2018 года.
В период с 13 по 22 июня 2018 года в отношении Общества проведена проверка исполнения п.1 Предписания, в ходе которой установлено, что демонтаж с крыши и подкровельного пространства Объекта антенн операторов сотовой связи не произведен, проектно-разрешительная документация на размещение указанного оборудования, согласованная Мосгорнаследием, не представлена, в связи с чем постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 августа 2018 года, вступившим в законную силу 11 сентября 2018 года, МОО "Рахманиновское общество" было привлечено к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
В период с 18 сентября по 26 сентября 2018 года на основании распоряжения Мосгорнаследия N 388 от 05 сентября 2018 года в отношении организации проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что требования Предписания не исполнены, в связи с чем Обществу выдано предписание N В172/2018-388/18П от 26 сентября 2018 года, в соответствии с которым Общество в срок до 01 февраля 2019 года было обязано в установленном порядке обеспечить выполнение требований п.1 Предписания N В201/2017-378/17П от 20 октября 2017 г. - демонтировать с крыши и подкровельного пространства Объекта антенны операторов сотовой связи.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 октября 2018 года, вступившим в законную силу 14 декабря 2018 года, МОО "Рахманиновское общество" было привлечено к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ. Копия акта проверки от 26 сентября 2018 года и предписание от 26 сентября 2018 года получены организацией 26 сентября 2018 года.
Обращения от МОО "Рахманиновское общество" с мотивированными объяснениями неисполнения требований указанного предписания в Мосгорнаследие не поступали.
В период с 11 февраля 2019 года по 22 февраля 2019 года в отношении МОО "Рахманиновское общество" проведена внеплановая выездная проверка исполнения п.1 Предписания, в ходе которой установлено, что демонтаж с крыши и подкровельного пространства Объекта антенн операторов сотовой связи не произведен, проектно-разрешительная документация на размещение указанного оборудования, согласованная Мосгорнаследием, не представлена.
Действия МОО "Рахманиновское общество" квалифицированы по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность МОО "Рахманиновское общество" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом N 16-53 АД 2019 от 04 марта 2019 года об административном правонарушении по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ; актом внеплановой выездной проверки N В16/2019-44/19А от 22 февраля 2019 года с фотоматериалом; предписанием N В16/2019-44/19П от 22 февраля 2019 года; распоряжением Департамента N 44 от 05 февраля 2019 года о проведении внеплановой выездной проверки; уведомлением о проведении проверки; предписанием N В172/2018-388/18П от 26 сентября 2018 года; актом внеплановой выездной проверки N В172/2018-388/18А от 26 сентября 2018 года; протоколом N 16-243 АД 2018 от 01 октября 2018 года об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ; копией постановления Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 октября 2018 года, вынесенного в отношении МОО "Рахманиновское общество" по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ; предписанием N В117/2018-227/18П от 22 июня 2018 года; актом внеплановой выездной проверки N В117/2018-227/18А от 22 июня 2018 года; протоколом N 16-147 АД 2018 от 29 июня 2018 года об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ; копией постановления Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 августа 2018 года, вынесенного в отношении МОО "Рахманиновское общество" по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ; предписанием об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия NВ201/2017-378/17П от 20 октября 2017 года; выписками из ЕГРН; выпиской ЕГРЮЛ относительно МОО "Рахманиновское общество"; Уставом МОО "Рахманиновское общество"; протоколом N 1 внеочередной конференции МОО "Рахманиновское общество" от 25 октября 2014 года; копиями: договора аренды нежилого фонда от 09 июня 2003 года, дополнительного соглашения к договору аренды, иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, им дана надлежащая правовая оценка судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях МОО "Рахманиновское общество" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что МОО "Рахманиновское общество" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок п. 1 Предписания N В201/2017-378/17П от 20 октября 2017 года, а также доказательства, свидетельствующие об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, вместе с тем заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предписания и не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у МОО "Рахманиновское общество" имелась, доказательства принятия организацией всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях МОО "Рахманиновское общество".
С учетом изложенного, действия МОО "Рахманиновское общество" по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Административное наказание в виде штрафа назначено МОО "Рахманиновское общество" в пределах санкции ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности.
При этом, оснований, при которых юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, в соответствии с ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ, не усматривается. Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы суда о виде и размере назначенного МОО "Рахманиновское общество" административного наказания, которые могли бы повлиять на выводы суда о виде и размере назначенного заявителю наказания, вопреки доводам жалобы, не установлено.
Доводы жалобы о вынужденном характере действий МОО "Рахманиновское общество" по размещению телекоммуникационного оборудования операторов сотовой связи, не свидетельствуют о неправильной квалификации действий организации и применении более мягкого наказания, вина МОО "Рахманиновское общество" и событие правонарушения установлены верно на основе имеющихся материалов дела.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, МОО "Рахманиновское общество" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Суд второй инстанции не усматривает каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановления должностного лица, в том числе, по доводам жалобы.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности МОО "Рахманиновское общество" в совершении вмененного административного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда от 05 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МОО "Рахманиновское общество" оставить без изменения, жалобу, с учетом дополнения, законного представителя МОО "Рахманиновское общество" Председателя Правления Паршиной Т.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.