Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Сокольниковой Н.А., судей коллегии Ивановой В.А., Васильевой С.Д., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадмажаповой С.В. к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия, Республиканскому агентству занятости населения Республики Бурятия, ГКУ ЦЗН Джидинского района о признании незаконными действий, признании необоснованным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по апелляционной жалобе истца Бадмажаповой С.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 4 июня 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения,
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, выслушав пояснения истца Бадмажаповой С.В. и ее представителя Григорьевой Ю.В, представителя ответчика Республиканского агентства занятости населения Республики Бурятия Сорокиной И.А, представителя ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия Дамбиевой Е.Б, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Бадмажапова С.В. просила признать необоснованными действия Республиканского агентства занятости населения РБ, ГКУ ЦЗН Джидинского района по несвоевременному предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии, признать необоснованным решение об отказе Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия в назначении пенсии, обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия назначить пенсию в соответствии с Федеральным законом N1032 от 19.04.1991г. "О занятости населения в РФ", произвести перерасчет по предоставленной пенсионной выплате с даты обращения.
Исковые требования мотивированы следующим. Решением Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине несоответствия условиям назначения пенсии на дату обращения "... ". С указанным решением нельзя согласиться, поскольку она была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с "... " года. По достижению ею возраста "... " лет, а именно - "... " года, Центр занятости населения обязан был направить документы в Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ для назначения пенсии. Однако документы Центром занятости населения направлены только "... " года, когда положения закона о предоставлении пенсии безработным были изменены. Изменения в законе не могут ухудшать положение истца.
В судебном заседании истец Бадмажапова С.В. и ее представитель Григорьева Ю.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия Дамбиева Е.Б. полагала исковые требования необоснованными, просила отказать в иске.
Представитель ответчика Республиканского агентства занятости населения РБ по доверенности Сорокина И.А. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что истцу оказывалась государственная услуга по содействию занятости населения, законодательством не предусмотрено обязанности по выдаче предложения о направлении на пенсию.
Ответчик ГКУ "Центр занятости населения Джидинского района", будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Бадмажапова С.В. просит решение суда отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что по достижению истцом возраста "... " лет, а именно "... " года, Центр занятости населения РБ обязан был направить документы для предоставления пенсии. Однако указанные документы были направлены только "... " года, когда положения федерального закона о предоставлении пенсии безработным претерпели изменения. Полагает, что в данном случае закон обратной силы не имеет, поскольку не может ухудшать положение истца.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия Дамбиева Е.Б. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Бадмажапова С.В. и ее представитель Григорьева Ю.В. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Республиканского агентства занятости населения Сорокина И.А. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Дамбиева Е.Б. считала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, "... " года истец Бадмажапова С.В. уволена в связи с ликвидацией организации.
Согласно справке ГКУ "Центр занятости населения Джидинского района", истец Бадмажапова С.В. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с "... " года, приказом ГКУ "Центр занятости населения Джидинского района" N "... " от "... " года признана безработной с "... " г.
"... " г. Бадмажаповой С.В. выдано предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
"... " года истец Бадмажапова С.В. обратилась в Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ с заявлением о назначении страховой пенсии на основании ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ от "... " N "... " истцу Бадмажаповой С.В. отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ее возраст на дату обращения "... " года составил "... " года, что не соответствует условию назначения страховой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что на момент обращения истца Бадмажаповой С.В. в Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (ГУ) в РБ "... " основания для установления (выплаты) страховой пенсии по старости истцу Бадмажаповой С.В. отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены в ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании п.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2019 г.) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 год-N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С 1 января 2019 г. с учетом переходного периода право на пенсию у женщин, родившихся в "... " году, возникает в "... " году в возрасте 57 лет. При этом граждане, которые должны были выйти на пенсию в 2019-2020 годах, получают льготу, стать пенсионерами они смогут на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста, то есть возраст выхода на пенсию для Бадмажаповой С.В. составит "... " лет "... " месяцев.
При таких обстоятельствах следует признать, что на момент обращения истца в Центр по установлению и выплате пенсий (11.01.2019 г.) оснований для назначения Бадмажаповой С.В. досрочно пенсии по старости по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, не имелось, так как такое право возникает не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае закон обратной силы не имеет, поскольку не может ухудшать положение истца, подлежат отклонению.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, при отсутствии предложения органа занятости при достижении Бадмажаповой С.В. в "... " года возраста "... " лет право на пенсию у нее не возникло, соответственно, на нее распространяются положения ФЗ N 400 "О страховых пенсиях" с учетом изменений, установленных ФЗ N 350 от 03.10.2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Доводы жалобы о том, что по достижению истцом возраста "... " лет, а именно "... " года, Центр занятости населения был обязан направить документы в Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ для назначения пенсии, основаны на неверном толковании норм права.
Исходя из положений ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" основной целью службы занятости населения является оказание гражданам государственных услуг в сфере содействия занятости населения, а выдача предложения о досрочном назначении пенсии в соответствии с со ст. 32 указанного закона, является правом, а не обязанностью службы занятости.
Оформление досрочной пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. N 400-О, содержащаяся в п.2 ст.32 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Из содержания указанной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.
Следует отметить, что на момент достижения истцом Бадмажаповой С.В. в "... " году возраста "... " лет ответчиком ГКУ "Центр занятости населения Джидинского района" не была исчерпана возможность ее трудоустройства, при этом имел место факт отказа истца от предложенной работы.
Кроме того, как видно из материалов дела, услуги по трудоустройству оказывались Бадмажаповой С.В. и в "... " году, например, "... " г. от ГКУ "Центр занятости населения Джидинского района" истцу поступило предложение по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, от которого Бадмажапова С.В. отказалась.
При установленных обстоятельствах не имеется оснований для вывода о том, что у органа занятости возникла обязанность в связи с достижением Бадмажаповой С.В. "... " года возраста "... " лет выдать предложение о направлении ее, как безработного гражданина, на пенсию по старости (возрасту) досрочно.
Правовых доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного решения, в апелляционной жалобе не содержится. Изложенные в апелляционной жалобе доводы, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 4 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.