Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В. и Васильевой С.Д., при секретаре Долонове Ц.Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Ремезовой В.П. удовлетворить;
возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность предоставить Ремезовой В.П. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте гор. Улан-Удэ на семью из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещении на человека, с учетом права пользования дополнительной жилой площадью.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ, истец Ремезова В.П. просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма на семью из 1 человека с учетом права инвалида на дополнительную площадь, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Определением суда от 27.05.2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Бурятия и Правительство Республики Бурятия.
В судебное заседание истец Ремезова В.П. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Мизитов Р.К. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица - Министерства финансов РБ, Правительство Республики Бурятия своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик - Администрация г..Улан-Удэ, ее представитель по доверенности Шараева Ю.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неверным определением обстоятельств по делу и неправильным применением норм материального и процессуального права, указывая на то, что поскольку истец состоит на учете для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде РБ, то исковые требования подлежат удовлетворению за счет жилищного фонда РБ. Полагает, что предоставление мер государственной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, в том числе граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и реализация прав таких лиц осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Предоставление таким категориям граждан жилых помещений из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей соответствующего финансирования. То обстоятельство, что администрация города признала истца малоимущей, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, тем более не является основанием для предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда. Считает, что вывод суда о том, что обязанность предоставить жилое помещение лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, из муниципального жилищного фонда не основано на норме права. Ремезова поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в государственном жилищном фонде, по категориям граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания с составом семьи 1 человек.
Апеллянт настаивает на том, что Администрация г..Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, обращает внимание, что предоставление жилого помещения истцу с учетом права на дополнительную жилую площадь, является правом Администрации, а не обязанностью согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Мизитов Р.К. возражал против отмены судебного акта.
Остальные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 15.05.2019 г. N... истец Ремезова В.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в составом семьи 1 человек по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно".
Также Ремезова принята на учет по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов".
Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 15.05.2019 г. N... истец Ремезова поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 1 человек по категории "малоимущие".
Истец Ремезова В.П. зарегистрирована по адресу: "... "3, в собственности или на ином праве жилья не имеет.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 4 ч. 1 ст. 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ Ремезова В.П, признанная малоимущей, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Ответчик как орган местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации обязан предоставить ему жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Как усматривается из материалов дела, Ремезова В.П. встала на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Действительно, Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусматривает постановку на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия гражданам, нуждающимся в жилом помещении, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Однако данный Закон не лишает истца права на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по решению органа местного самоуправления в силу прямого указания ч. 3 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, так как предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
С учетом изложенного у администрации г. Улан-Удэ, вопреки доводам жалобы, имеется обязанность по предоставлению Ремезовой В.П. жилого помещения по договору социального найма вне очереди в силу имеющегося у нее хронического заболевания, подпадающего под вышеуказанный Перечень.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности по предоставлению инвалидам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Довод апеллянта о том, что предоставление жилого помещения истцу с учетом права на дополнительную жилую площадь, является правом Администрации, а не обязанностью согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, судебная коллегия признает не состоятельным.
Согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Апелляционная жалоба, в целом, не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д.Васильева
Ц.В.Дампилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.