Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Назимовой П.С., судей Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И. при секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, главному государственному инспектору труда в РБ Криницыну Андрею Евгеньевичу о признании незаконным бездействия главного государственного инспектора, признании незаконными и отмене результатов проверки, выданного предписания
по апелляционной жалобе ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 апреля 2019г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ВВО") просило признать незаконным бездействие главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е. в связи с невручением акта проверки непосредственно после ее завершения, признать незаконным и отменить результаты проверки (акт проверки от 20 февраля 2019г. N 3/12-289-19-И\2), проведенной главным государственным инспектором труда в РБ Криницыным А.Е, предписание от 20 февраля 2019г. N 3/12-289-19-И\3, выданное на основании акта проверки от 20 февраля 2019г.
В обоснование требований административный истец указал, что на основании распоряжения от 4 февраля 2019г. была проведена внеплановая выездная проверка ФКУ "ОСК ВВО", по результатам которой составлен акт проверки N3/12-289-19-И/2 и выдано предписание N3/12-289-19-И/3 от 20 февраля 2019г. Акт проверки был направлен в адрес истца только 22 февраля 2019 г, непосредственно после проведенной проверки акт не был вручен, что является нарушением Федерального закона от 26.12.2008г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц). По изложенным мотивам акт проверки и предписание являются недействительными.
В судебное заседание представитель ФКУ "ОСК ВВО" не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Главный государственный инспектор труда в Республике Бурятия Криницын А.Е. возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие нарушений при вынесении предписания.
Заинтересованное лицо Бажанов В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Обжалуемым решением административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФКУ "ОСК ВВО" просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель указал о недействительности акта проверки и предписания в связи с грубым нарушением норм закона N294-ФЗ и Административного регламента ГТИ. Требование предписания об отмене приказа о применении к Бажанову В.А. дисциплинарного взыскания является незаконным, поскольку государственный инспектор не наделен полномочиями по разрешению индивидуальных трудовых споров.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ФКУ "ОСК ВВО" не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Государственной инспекции труда в РБ, главный государственный инспектор труда в РБ Криницын А.Е. и Бажанов В.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что основания к отмене решения отсутствуют.
В силу ст.ст.353, 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Статьей 360 ТК РФ предусмотрено, что предметом проверки государственной инспекции труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
В соответствии со ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что в период с 04.02.2019г. по 20.02.2019г. в связи с поступившим обращением работника ФКУ "ОСК ВВО" Бажанова В.А. Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия в отношении ФКУ "ОСК ВВО" была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 20.02.2019г. был составлен Акт N3/12-2289-19-И/2, из которого следует, что Бажанов В.А, являющийся "... " медицинского пункта, на основании приказов работодателя N5 и N24 от 15.01.2019г. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора и в виде увольнения с занимаемой должности за один и тот же проступок (отсутствие на рабочем месте 15.01.2019г. в период с 12-00 до 18-00 час.), при этом до применения взыскания от него не было затребовано письменное объяснение о причинах совершения проступка.
В связи с установленными обстоятельствами на основании указанного акта 20.02.2019г. ФКУ "ОСК ВВО" было выдано предписание N3/12-289-19-И/З, обязывающее работодателя в срок до 05.03.2019г. устранить нарушение требований ч.5 ст.193 Трудового Кодекса РФ и отменить приказ о применении к Бажанову В.А. дисциплинарного взыскания от 15.01.2019г. в виде выговора, представить подтверждающие документы в территориальный орган Роструда в Республике Бурятия.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при проведении Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия проверки были выявлены очевидные нарушения работодателем трудового законодательства, в связи с чем указанный орган в рамках предоставленных ст.ст.356, 357 Трудового кодекса РФ полномочий правомерно составил Акт проверки и вынес обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения норм трудового права.
Судебная коллегия оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит, поскольку они в решении мотивированы, основаны на нормах материального права и представленных сторонами доказательствах.
Доводы жалобы о незаконности требования предписания об отмене приказа о применении к Бажанову В.А. дисциплинарного взыскания подлежат отклонению.
Согласно ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор.
Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий установлены статьей 193 ТК РФ. Частью 7 ст.193 ТК РФ предусмотрено право работника на обжалование дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Статьей 356 ТК РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законам и иными нормативными правовыми актами РФ; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлении нарушенных прав.
Исходя из норм Трудового кодекса РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания.
Поскольку при проверке было установлено, что процедура привлечения Бажанова к дисциплинарной ответственности не была соблюдена Трудовая инспекция обоснованно разрешилазаявление Бажанов и вынесла предписание об отмене приказа N24 от 15.01.2019г, вынесенного после увольнения Бажанова. При этом указанный приказ не являлся предметом судебной проверки при рассмотрении исковых требований Бажанова об оспаривании увольнения.
Государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа работодателя о применении к работнику дисциплинарного взыскания.
Доводы жалобы о том, что Акт не был вручен ФКУ "ОСК ВВО" непосредственно после проверки не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона N294 организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона N294 проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 ст.16 указанного Закона предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (ч.4 ст.16 указанного Федерального закона).
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки ФКУ "ОСК ВВО" 20.02.2019г. был составлен акт проверки, однако непосредственно после проведения проверки акт законному представителю юридического лица вручен не был, поскольку выездная внеплановая проверка в отношении ФКУ "ОСК ВВО" проводилась по месту нахождения войсковой части, в которой работал Бажанов. Место нахождения юридического лица расположено в "... " крае, в связи с чем акт проверки был направлен юридическому лицу в "... " край почтовой связью.
Основания для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно руководствуясь изложенными нормами, проверив выводы Главного государственного инспектора труда, изложенные в акте проверки и в предписании, исходил из того, что в деятельности ФКУ "ОСК ВВО" имелись очевидные нарушения трудового законодательства, в связи с чем в отношении предприятия обоснованно было выдано предписание об устранении нарушений.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда первой инстанции не опровергают, основаны на иной оценке доказательств, потому подлежат отклонению.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: П.С. Назимова
Судьи: Е.И. Захаров
Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.