Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Джульчигиновой В.К,
судей Андреевой А.В. и Гонеевой Б.П,
при секретаре Курмангазиевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Казанкиной В.С. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 28 мая 2019 года по гражданскому делу по иску Казанкиной В.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Яшкульском районе Республики Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К, объяснения истца Казанкиной В.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Казанкина В.С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 25 января 2018 года обратилась в ГУ - УПФ РФ в Яшкульском районе РК (далее - пенсионный орган, УПФР) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением пенсионного органа от 03 мая 2018 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа. Пенсионным органом ей установлен специальный стаж - 21 год 6 месяцев 24 дня, не включены в специальный стаж периоды работы в должностях: с 09 февраля по 25 октября 1995 года - руководителя кружка хорового пения; с 01 ноября 1995 года по 31 августа 1997 года - старшей вожатой; с 01 сентября 1997 года по 31 декабря 1999 года - музыкального руководителя на 0,75 ставки, а также периоды с 22 по 27 января 2007 года, с 17 по 29 октября 2011 года, с 14 по 19 октября 2013 года - курсы повышения квалификации; с 30 июня по 4 июля 2007 года - учебный отпуск. Считая невключение пенсионным органом указанных периодов в специальный стаж незаконным, просила обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган - с 25 января 2018 года.
В судебное заседание истец Казанкина В.С, надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ГУ - УПФ РФ в Яшкульском районе РК Эрдниев С.В. в судебном заседании не признал исковые требования, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения пенсионного органа.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 28 мая 2019 года исковые требования Казанкиной В.С. удовлетворены частично. Признан незаконным протокол заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в Яшкульском районе Республики Калмыкия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 3 мая 2018 года N 45 в части невключения в стаж работы Казанкиной В.С, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периода работы с 22 октября 1997 года по 31 декабря 1999 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 22 по 27 января 2007 года, с 17 по 29 октября 2011 года, с 14 по 19 октября 2013 года и периода нахождения в учебном отпуске с 30 июня по 4 июля 2007 года. Возложена обязанность на ГУ - УПФ РФ в Яшкульском районе Республики Калмыкия включить в стаж работы Казанкиной ВС, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период работы с 22 октября 1997 года по 31 декабря 1999 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22 по 27 января 2007 года, с 17 по 29 октября 2011 года, с 14 по 19 октября 2013 года и период нахождения в учебном отпуске с 30 июня по 4 июля 2007 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взысканы с ГУ - УПФ РФ в Яшкульском районе Республики Калмыкия в пользу Казанкиной В.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе истец Казанкина В.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Считает, что на день обращения в пенсионный орган ее специальный стаж составлял 26 лет 6 мес. 07 дней, а не 21 год 6 мес. 24 дня, установленный пенсионным органом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Казанкина В.С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Начальник ГУ - УПФ РФ в Яшкульском районе просил рассмотреть дело без участия представителя пенсионного органа.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 25 января 2018 года Казанкина В.С. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Яшкульском районе РК с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
03 мая 2018 года решением пенсионного органа ей был установлен специальный стаж - 21 год 6 месяцев 24 дня, отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа.
Пенсионный орган не включил в ее специальный стаж следующие периоды: - с 09 февраля по 25 октября 1995 года - руководитель кружка хорового пения; - с 01 ноября 1995 года по 31 августа 1997 года - старшая вожатая; - с 01 сентября 1997 года по 31 декабря 1999 года - музыкальный руководитель на 0,75 ставки. Обосновав отказ тем, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрены должности "руководитель кружка хорового пения" и "старший вожатый", а в соответствии с п. 5 утвержденных тем же постановлением Правил периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени.
Также в специальный стаж Казанкиной В.С. пенсионный орган не включил периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации: с 22 по 27 января 2007 года, с 17 по 29 октября 2011 года, с 14 по 19 октября 2013 года и период нахождения в дополнительном учебном отпуске с 30 июня по 04 июля 2007 года.
Разрешая исковые требования по существу, суд исходил из того, что ввиду предоставления сведений о выполнении Казанкиной В.С. педагогической нагрузки на 1,5 ставки заработной платы, период ее работы музыкальным руководителем с 22 октября 1997 г. по 31 декабря 1999 г. подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности. В специальный стаж подлежат включению и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в дополнительном учебном отпуске, поскольку они являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда, считает их обоснованными. Решение суда в части включения периодов работы в специальный стаж сторонами не оспаривается.
Вместе с тем отказывая в заявленных истцом требованиях в части включения периодов работы руководителем кружка хорового пения и старшей вожатой, суд исходил из того, что в Списках и Перечне отсутствуют наименования должностей "руководитель кружка хорового пения" и "старшая вожатая, то данные периоды не подлежат включению в ее специальный стаж.
Так, в силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" 16 июля 2014 года Правительство РФ приняло Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства РФ N 665).
Пунктом 3 данного Постановления Правительства РФ N 665 в частности предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей).
В соответствии с подп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ N 665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в вышеуказанных Списках и Перечне, является осуществление работником педагогической деятельности в определенных нормативно-правовыми актами должностях в учреждениях для детей.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, Казанкина В.С. в оспариваемые периоды с 08 февраля по 25 октября 1995 г. года работала в Яшкульском СПТУ-8 в должности руководителя кружка хорового пения и с 01 ноября 1995 года по 01 сентября 1997 года - в должности старшей вожатой в Яшкульской средней школе N 2.
В соответствии с вышеприведенными Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от 17 декабря 1959 г. N 1397, Списком от 06 сентября 1991 г. N 463, действовавшими в оспариваемый период работы, а также Списком от 22 сентября 1999 г. N 1067 и Списком 29 октября 2002 г. N 781 должности "руководитель кружка хорового пения" и "старшая вожатая не были предусмотрены.
Следовательно, с учетом приведенных обстоятельств и положений суд правомерно отказал во включении указанных периодов в специальный стаж истца. В связи с чем, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа у истца на момент обращения в пенсионный орган не возникло.
При рассмотрении дела обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, содержащиеся в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, подробно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 28 мая 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий
В.К. Джульчигинова
Судьи А.В. Андреева
Б.П. Гонеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.