Дата вступления в законную силу - 13 августа 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Г.В,
при секретаре Манжиковой А.Э,
с участием представителя административного истца Глебова С.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манджиковой Г.А. к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка и жилого дома в размере их рыночной стоимости,
установил:
Манджикова Г.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Она является собственником земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) и жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты), расположенных по адресу: (данные изъяты). Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" по состоянию на 1 июня 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) составила 1693879 руб. 56 коп. В соответствии с приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия" по состоянию на 20 ноября 2011 г. кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты) составила 5242 510 руб. 85 коп.
Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, она обратилась к независимому оценщику на предмет определения рыночной стоимости земельного участка и жилого дома. Согласно отчетам независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июня 2012 г. составляет 853500 руб, жилого дома по состоянию на 20 ноября 2011 г. - 3314400 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка и жилого дома их рыночной стоимости затрагивает ее права как плательщика земельного налога и налога на имущество, исчисляемых от размера кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просила суд установить кадастровую стоимость указанных земельного участка и жилого дома в размере их рыночной стоимости - 853500 руб. и 3314400 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Глебов С.М. поддержал заявленные требования.
Административный истец Манджикова Г.А, представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованных лиц - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения участников процесса, отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что с настоящим административным исковым заявлением Манджикова Г.А. обратилась 21 июня 2019 г.
Вместе с тем, сроки для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и жилого дома истекли соответственно 20 января 2018 г. и 26 октября 2017 г, поскольку сведения об их кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 января 2013 г. и 27 октября 2 012 г.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что на момент рассмотрения административного дела в государственный кадастр недвижимости очередные результаты определения кадастровой стоимости не внесены, суд находит возможным восстановить административному истцу срок, установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ.
Разрешая требования административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 401 и статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилой дом и земельный участок, расположенные в пределах соответствующего муниципального образования, признаются объектами налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18).
Как видно из материалов дела, Манджикова Г.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) и жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты), расположенных по адресу: (данные изъяты), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В этой связи административный истец как плательщик земельного налога и налога на имущество имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости указанных земельного участка и жилого дома в соответствие с их рыночной стоимостью.
Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" по состоянию на 1 июня 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) составила 1693879 руб. 56 коп.
В соответствии с приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия" по состоянию на 20 ноября 2011 г. кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты) составила 5242 510 руб. 85 коп.
Не согласившись с таким размером кадастровой стоимости земельного участка и жилого дома, Манджикова Г.А. обратилась к независимому оценщику за определением их рыночной стоимости.
Согласно отчетам N А-6/2 от 11 июня 2019 г. и N Н-73 от 14 июня 2019 г. независимого оценщика Сорокина М.А, включенного в реестр оценщиков общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 г. под регистрационным N 004691 (свидетельство N 0023927 от 25 мая 2017 г.), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) по состоянию на 1 июня 2012 г. составила 853 500 руб, жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты) по состоянию на 20 ноября 2011 г. - 3314400 руб.
Изучив представленные административным истцом отчеты об оценке, суд находит их достоверными и в целом соответствующими требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьёй 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Представленные административным истцом N А-6/2 от 11 июня 2019 г. и N Н-73 от 14 июня 2019 г. подготовлены лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследований, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Так, рыночная стоимость земельного участка определялась оценщиком с использованием сравнительного подхода. В качестве объектов-аналогов оценщик отобрал объекты, характеристики которых максимально приближены к характеристикам оцениваемых объектов. Сведения об объектах проанализированы с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Необходимость применения корректировок или отказ от их применения по тем или иным факторам объяснены оценщиком. Использованная информация соответствует критериям достаточности и проверяемости.
При оценке стоимости жилого дома эксперт применил затратный подход и метод сравнительной единицы в его составе. В отчете также изложено обоснование невозможности использования сравнительного и доходного подходов. Экспертом приведен расчет рыночной стоимости объекта оценки, в ходе которого определены затраты на восстановление объекта, износ объекта оценки.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих их количественные и качественные характеристики, определение рыночной стоимости в рамках использованных подходов является мотивированным и корректным, оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения. В отчете об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки; в нем приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Возражений со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица относительно заявленного административным истцом требования в суд не поступило. Доказательств, опровергающих указанные выше величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости, указанные лица суду не представили, о назначении по делу оценочной экспертизы они не ходатайствовали.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости земельного участка и жилого дома, указанные в отчете N (данные изъяты) от 11 июня 2019 г. и N (данные изъяты) от 14 июня 2019 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административным истцом требования.
Согласно положениям абзацу 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Принимая во внимание, что Законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд (в данном случае - 21 июня 2019 г.).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Манджиковой Г.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), площадью 783 кв.м, расположенного по адресу: (данные изъяты), равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2012 г. в размере 853 500 руб. на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером (данные изъяты), общей площадью 287,6 кв.м, расположенного по адресу: (данные изъяты), равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 ноября 2011 г. в размере 3314400 руб. на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления Манджиковой Г.А. о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 июня 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.