Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Самойленко В.Г.
Федоровой И.А.
при секретаре
Федотовой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск к обществу с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства,
по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" на решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 24 апреля 2019 года), которым постановлено:
"Исковые требования Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск к Обществу с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства -удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" (ИНН/КПП 511000445 5/511001001) в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить:
требования пункта 4 предписания N 149 от 29 июня 2018 года Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, а именно: восстановить рамы 1-ой и 2юй нити и остекление цельными стеклами в подъезде... ;
требования пункта 7 предписания N 149 от 29 июня 2018 года Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, а именно: произвести окраску входной и тамбурной двери, установить фурнитуру в подъезде... ;
требования пункта 8 предписания N 149 от 29 июня 2018 года Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, а именно: произвести окраску ремонт ступеней крыльца подъезда... ;
- требования пункта 9 предписания N 149 от 29 июня 2018 года Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, а именно: произвести текущий ремонт подъезда...
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью
"Североморскжилкомхоз" (ИНН/КПП 5110004455/511001001
государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей".
Заслушав доклад председательствующего судьи Пырч Н.В, объяснения представителя истца КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск по доверенности Никитиной А. А, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск (далее - КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" (далее - ООО "СЖКХ") о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что в связи с обращением Маклаковой Н.А. по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества дома N.., была проведена проверка ООО "Североморскжилкомхоз", осуществлявшего деятельность по управлению указанным домом на основании договора от 01 сентября 2015 года, по итогам которой ответчику было выдано предписание N 149 от 29 июня 2018 года об устранении имеющихся нарушений, которое в установленные сроки в полном объеме исполнено не было.
Истечение срока выполнения предписания послужило основанием для проведения внеплановой выездной проверки его исполнения, в ходе которой установлено, что пункты 1, 2 предписания от 29 июня 2018 года N 149 исполнены.
От ООО "СЖКХ" неоднократно поступали ходатайства о продлении срока исполнения отдельных пунктов предписания.
КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск принято решение об удовлетворении ходатайства ООО "СЖКХ" о продлении срока исполнения предписания до 25 октября 2018 года, в продлении срока исполнения предписания до 31 января 2019 года отказано.
Согласно акту контроля исполнения ООО "СЖКХ" предписания от 02 ноября 2018 года в ходе внеплановой проверки выездной проверки КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск выявлено неисполнение ответчиком пунктом 4, 7, 8, 9, предписания от 29 июня 2018 года.
Истец просил обязать ООО "Североморскжилкомхоз" (ИНН 5110004455) в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу: исполнить пункт 4 предписания от 29 июня 2018 года N149, а именно восстановить рамы 1-ой, 2-ой нити и остекление цельными стеклами в подъезде _ _ ; исполнить пункт 7 предписания от 29 июня 2018 года N149, а именно произвести окраску входной и тамбурной двери, установить фурнитуру в подъезде N 2 по _ _ ; исполнить пункт 8 предписания от 29 июня 2018 года N149, а именно произвести ремонт ступеней крыльца подъезда N 2 по ул. _ _ ; исполнить пункт 9 предписания от 29 июня 2018 года N149, а именно произвести текущий ремонт подъезда N 2 по _ _.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шамшутдинов Р.Ш. заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ООО "СЖКХ" - в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Титов СВ. заявленные исковые требования не признал по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве по иску.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -ООО "УК "Прогресс" Юдин А.А. в судебном заседании считал иск обоснованным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Североморскжилкомхоз", ссылаясь на неправильную оценку судом обстоятельств дела, просит отменить решение суда. Указывает, что на ответчика возложена обязанность по выполнению работ текущего ремонта многоквартирного дома после даты прекращения управления указанным многоквартирным домом.
Обращает внимание, что с 01 февраля 2019 года управление многоквартирным домом... осуществляет ООО "УК Прогресс", на которого в настоящее время лежит обязанность по организации и осуществлению текущего ремонта в силу части 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, включая требования к прежней управляющей компании..
ООО "СЖКХ" не отвечает за состояние общего имущества многоквартирного дома, поскольку реализовано условие, изложенное в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считает решение суда неисполнимым, поскольку с 01 февраля 2019 года ООО "СЖКХ" договорные отношения с подрядными организациями, связанными с обслуживанием многоквартирного дома... прекращены. Полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ООО "СЖКХ", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "УК Прогресс", извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.
Пунктами 1.1, 4.24, 4.27 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администраций ЗАТО г. Североморск, утвержденного решением Совета депутатов от 28.11.2006 N 222 "Об утверждении Положения "О Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск" (с изменения от 12.04.2016 N 97), предусмотрено, что Комитет является структурным подразделением администрации ЗАТО г. Североморск и осуществляет муниципальные функции, в том числе, по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории ЗАТО г. Североморск. Принимает участие в осуществлении контроля за использованием муниципального жилищного фонда и соответствии жилых помещений данного фонда санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как следует из статьи 3 Закона Мурманской области от 18 декабря 2012 года N1553-01-ЗМО "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области" муниципальный жилищный контроль осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 2006 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Разрешая спор о возложении обязанности на ответчика по выполнению предписания КРГХ администрации ЗАТО г.Североморска, суд первой инстанции с учетом приведенных выше норм права, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора управления N 060515/8575436/01 ООО "Североморскжилкомхоз" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом, по заданию собственника в течение согласованного срока за плату оказывало услуги и выполняло работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме _ _, предоставляло коммунальные услуги собственнику и иным пользователям путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществляло иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п.2.2 договора управления (т.1 л.д.94-95).
Согласно п. 1.4 договора управления многоквартирным домом от 01 сентября 2015 года ООО "СЖКХ" обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации РФ, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2007 года N 170 (далее - Правила N 170), Правилами содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2009 года N 491 (далее - Правила N 491).
С 25 января 2019 года на основании управления многоквартирным домом N301118/8575436/36/02, заключенного между КРГХ Администрации ЗАТО г.Североморск и ООО УК "Прогресс" указанные услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме... исполняет ООО УК "Прогресс".
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск, проведенной по обращению Маклаковой Н.А, проживающей в указанном доме, установлено, что ООО "СЖКХ" не принял меры по надлежащему содержанию жилого дома что привело к нарушениям требований п.3.4.1, 5.8.1, 5.8.3, 4.1.3, 6.2.5, 3.2.4, 3.2.9, 3.4.4, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.14, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.7.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003, и п.42, п. 10.(г) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи ООО "СЖКХ" предписания от 29 июня 2018 года N 149, с требованием об устранении указанных нарушений.
21 августа 2018 года в адрес Комитета по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Североморск поступило ходатайство о продлении срока исполнения предписания в части выполнения ремонта подъезда N 2 с ремонтом окон, крыльца, дверей, согласно которому ООО "СЖКХ" обязалось выполнить указанные работы до 31 октября 2018 года.
Комитетом по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Североморск было рассмотрено ходатайство и принято решение о продлении срока исполнения предписания до 25 октября 2018 года.
25 октября 2018 года в адрес Комитета по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Североморск поступило повторное ходатайство о продлении срока предписания, в котором ООО "Североморскжилкомхоз" просит продлить до 31 января 2019 года исполнение предписания от 29 июня 2018 года N 149.
Комитетом по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Североморск было рассмотрено ходатайство и принято решение об отказе в продлении срока исполнения предписания, в связи с предоставлением немотивированного обоснования.
В ходе внеплановой выездной проверки 02 ноября 2018 года (по выполнению требований предписания) установлено, что пункты 3,5,6 предписания от 29 июня 2018 года N 149 исполнены, пункты 4,7,8,9, предписания не выполнены, о чем составлен акт контроля исполнения предписания от 02 ноября 2019 года N465.
Факт неисполнения до настоящего времени предписания, наличие нарушений, зафиксированных в предписании, объем неисполненных требований предписания сторонами не оспаривался. Предписание от 29 июня 2018 года N 149 незаконным признано не было.
Согласно части 1 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности
многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц,
имущества юридических лиц, государственного и муниципального
имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом,
входящим в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09. 2003 года N 170 Указанные Правила являются обязательными для организаций, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах предусмотрены виды работ, которые должны быть включены в перечень работ по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления, заключенный с управляющей организацией.
Пунктами 3.2.9, 3.2.11, 3.4.5. 4.7.1, 4.8.14 Правил предусмотрено, что наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки. Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений. На лестничных клетках :должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Пунктами 4, 7, 8, 9 предписания на ответчика возложена обязанность по восстановлению рам 1-ой и 2-ой нити и остекление цельными окнами, по окраске входной и тамбурной двери, установке фурнитуры, ремонту ступеней крыльца, производству текущего ремонта подъезда. Установлен срок исполнения указанных работ до 27 августа 2018 года.
Актом контроля исполнения предписания N 465 от 02 ноября 2018 года подтверждается, что указанные пункты предписания ООО "СЖКХ" не были исполнены, выявленные нарушения не устранены до настоящего времени, чем не обеспечивается безопасность и благоприятные условия проживания граждан.
Установив ненадлежащее исполнение ООО "Североморскжилкомхоз" в период действия договора управления многоквартирным домом обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, учитывая, что в соответствии с договором управления многоквартирным жилым домом... от 01 сентября 2015 года ООО "Североморскжилкомхоз" переданы функции управления данным домом, суд обоснованно признал ответчика обязанным исполнить пункты 4, 7, 8, 9 предписания, выданного КРГХ администрации ЗАТО г.Североморска, так как невыполнение указанного предписания создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с 01 февраля 2019 года управление многоквартирным... осуществляет ООО "УК Прогресс", в связи с чем предписание невозможно исполнить, были предметом оценки суда первой инстанции.
Отклоняя данные доводы суд правильно исходил из того, что на момент проведения проверки и выдачи ООО "Североморскжилкомхоз" предписания от 29 июня 2018 года, Общество осуществляло управление спорным многоквартирным домом в соответствии с договором управления от 01 сентября 2015 года, в связи с чем оно обязано было надлежащим образом исполнять обязанность по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства в установленные сроки.
Осуществление управления многоквартирным домом ООО "УК Прогресс" с 01 февраля 2019 года не влечет освобождение ООО "Североморскжилкомхоз" от исполнения обязательств, возникших в период действия договора управления многоквартирным домом от 01 сентября 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании материального закона заявителем, противоречащими установленным судом обстоятельствам, а потому не являются основанием для отмены верного решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции допущено не было.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене, в том числе и по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.