Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Морозовой И.Ю.
судей
Муравьевой Е.А.
Хмель М.В.
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковалевой Лилии Сергеевны к Государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району" о признании незаконным решения, связанного с предоставлением государственной социальной помощи, и возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка,
по апелляционной жалобе Ковалева Лилии Сергеевна
на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 27 мая 2019 г, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Ковалевой Лилии Сергеевны к Государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги и возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, начиная со дня обращения с заявлением - отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А, выслушав объяснения истца Ковалевой Л.С, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Ковалева Л.С. обратилась в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району" (далее - ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району" о признании незаконным решения, связанного с предоставлением государственной социальной помощи, и возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.
В обоснование иска указала, что с 16 декабря 2011 г. состоит с Г. А.А. в зарегистрированном браке, от которого имеют несовершеннолетних детей: Г. К.А, _ _ года рождения, и Г. П.А, _ _ года рождения.
18 декабря 2018 г. она обратилась в ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району" с заявлением о назначении выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ, на ребенка - Г. К.А, _ _ года рождения, однако ей было отказано, в связи с тем, что среднедушевой доход ее семьи - 32788 рублей 79 копеек превысил размер 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Мурманской области, который составляет 22777 рублей 50 копеек.
Полагала указанный отказ незаконным, поскольку ответчиком в расчет среднедушевого дохода необоснованно включены суммы уплаченных ее супругом Г. А.А. алиментов на содержание несовершеннолетних детей Г. Н.А, _ _ года рождения, и Е. В.А, _ _ года рождения, поскольку выплата алиментов является расходной статьей бюджета ее семьи.
Просила признать незаконным решение ответчика от 18 января 2019 г. N * об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, возложить на ответчика обязанность назначить Ковалевой Л.С. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, начиная со дня обращения с заявлением - с 18 декабря 2018 г. Также просила взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 5500 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Ковалева Л.С. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району" Савицкая Л.Э. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ковалева Л.С. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Полагает изложенные в решении суда мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, ошибочными, произведенными без учета положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", согласно пункту 3 которого из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается суммы уплаченных алиментов.
Настаивает на том, что алименты, выплачиваемые супругом Г. А.В. на содержание несовершеннолетних детей, проживающих отдельно, должны исключаться из дохода семьи, поскольку их выплата является расходной статьей семейного бюджета
Относительно апелляционной жалобы и.о. директора ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району" Московой И.В. представлены письменные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель ответчика ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району", представитель третьего лица Министерства социального развития Мурманской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").
Согласно части 1 статьи 1 названного Федерального закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (часть 2 статьи 1 названного Федерального закона).
В соответствии с частями 3, 5 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Постановлением Правительства Мурманской области от 1 августа 2017 г. N 387-ПП величина прожиточного минимума по Мурманской области за II квартал 2017 г. для трудоспособного населения установлена в размере 15 185 рублей.
Таким образом, 1,5-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Мурманской области за второй квартал 2017 г. составляет 22777 рублей 50 копеек.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
При этом в расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Ковалева Л.С. состоит в зарегистрированном браке с Г. А.А, от которого имеет несовершеннолетних детей Г. К.А, _ _ года рождения, и Г. П.А, _ _ года рождения, что подтверждается записями актов о рождении от 25 октября 2018 г.
18 декабря 2018 г. Ковалева Л.С. обратилась в ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району" с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка Г. К.А, _ _ года рождения, уроженца.., приложив необходимых перечень документов.
Решением ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району" от 18 января 2019 г. N * Ковалевой Л.С. было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Мотивом для отказа послужило то, что среднедушевой доход семьи истца в 2018 г. составил 32788 рублей 79 копеек, что превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Мурманской области за второй квартал 2017 г. в размере 22777 рублей 50 копеек, действовавшего в 2018 году.
Так, из сведений о доходах семьи Ковалевой Л.С, приложенных к заявлению о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, следует, истец с 18 октября 2017 г. работает в МБУ ДО "Детская художественная школа N 1" в должности ***, ее доход в период с 1 декабря 2017 г. по 31 декабря 2018 г. составил 113 141 рубль 24 копейки.
Супруг истца Г. А.А. работает *** на руднике "Северный" АО "Кольская ГМК", его заработная плата за период с декабря 2017 г. по ноябрь 2018 г. составила 1 352 706 рублей 80 копеек. Из начисленной заработной платы работодателем были произведены удержания по алиментам в пользу В. ( Е.) М.А. на содержание несовершеннолетней дочери Е. В.А, _ _ года рождения, в размере 1/6 части заработка и иного вида дохода - 195 873 рубля 60 копеек, и в пользу Г. О.А. на содержание несовершеннолетнего сына Г. Н.А, _ _ года рождения, в размере 1/4 части заработка и иного вида дохода - 293 223 рубля 95 копеек.
Не согласившись с решением ГОКУ "ЦСПН по Печенгскому району", Ковалева Л.С. обратилась в суд с иском, указав, что среднедушевой доход семьи составляет менее 1,5-кратной величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Мурманской области за второй квартал 2017 г, поскольку из дохода семьи подлежат исключению суммы уплачиваемых ее супругом алиментов на содержание несовершеннолетних детей, проживающих отдельно.
Разрешая настоящий спор, суд, проанализировав вышеуказанные нормы Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584, пришел к обоснованному выводу о том, что Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ не содержит положений об исключении суммы уплаченных алиментов из дохода семьи, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Ковалевой Л.С. исковых требований.
При этом отказывая в удовлетворении требования о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, суд первой инстанции верно исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты должны учитываться все выплаты, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, за исключением выплат, перечисленных исчерпывающим образом в части 2 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Данный вывод суда основан на фактических установленных обстоятельствах, подтвержденных надлежащими доказательствами, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Оценивая приведенные в апелляционной жалобе доводы о применении при разрешении настоящего спора положения пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", судебная коллегия исходит из следующего.
Во исполнение Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, согласно пункту 3 которого из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указаны виды государственной социальной помощи: социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары, социальный контракт, государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям.
Вместе с тем ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка к виду государственной социальной помощи названным Федеральным законом не отнесена.
Кроме того, приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. N 889н (зарегистрировано в Минюсте России 11 января 2018 г. N 49592) утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка", согласно пункту 21 которого расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона N 418-ФЗ.
Указанный в статье 4 перечень учитывает только доходы каждого члена семьи до вычета налогов, и исключений каких-либо сумм из дохода семьи, в частности уплаченных алиментов, не содержит.
Аналогичная позиция о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются ее доходы, а не расходы высказана Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 28 ноября 2018 г. за N 12-1/В-955.
Учитывая, что основание и порядок назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, в том числе в части расчета среднедушевого дохода семьи, регламентированы специальными нормами Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений постановления Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 (пункта 3) отклоняются судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании норм права.
При таком положении судебная коллегия находит несостоятельным указание в апелляционной жалобе на мнение Министерства социального развития Мурманской области об исключении из дохода отца ребенка суммы выплачиваемых алиментов, поскольку оно не является обязательным для суда, а носит информационных характер.
Ссылка в жалобе на судебную практику по аналогичным спорам не может быть принята во внимание, так как обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные постановления, приведенные истцом в обоснование своей позиции, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с оценкой судом обстоятельств дела и представленных доказательств, не дает оснований считать решение суда ошибочным и не ставит под сомнение законность выводов суда.
В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку истцом действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка в принятом по делу судебном постановлении.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, а соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
При разрешении спора судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения.
При таком положении решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 27 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалевой Лилии Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.