Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Науменко Н.А.
судей
Исаевой Ю.А.
Киселевой Е.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Елены Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о включении периода в стаж, перерасчете пенсии, взыскании денежных средств,
по апелляционным жалобам Орловой Елены Леонидовны и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманска
на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 23 мая 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Орловой Елены Леонидовны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о включении периода в стаж, перерасчете пенсии, взыскании денежных средств - удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска включить в страховой стаж Орловой Елены Леонидовны период с 16 июля 1982 года по 22 августа 1982 года, с учетом которого произвести перерасчет страховой пенсии по старости со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований Орловой Елены Леонидовны - отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А, выслушав объяснения истца Орловой Е.Л. и представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманска Лавреновой Э.А, Горя Е.А, поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Орлова Е.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (далее - ГУ - УПФ в Ленинском административном округе города Мурманска) о включении периода в стаж, перерасчете пенсии, взыскании денежных средств.
В обоснование указала, что 15 июля 1982 г. уволена из Омского моторостроительного производственного объединения им. П.И. Баранова в связи с переводом супруга к месту службы. 23 августа 1982 г. она принята на работу в отдел главного технолога Мурманской судоверфи.
7 октября 2009 г. ей была назначена трудовая пенсия по старости, однако пенсионным органом период с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. в страховой стаж не включен.
Полагала исключение из страхового стажа данного периода незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, поскольку перерыв в работе был обусловлен переводом супруга к месту службы после его обучения в образовательном учреждении системы МВД.
С учетом уточнения исковых требований, просила суд обязать пенсионный орган учесть в ее страховой стаж период с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. и произвести перерасчет пенсии в связи с увеличением страхового стажа с 7 октября 2009 г, взыскать с ответчика все недоплаченные суммы пенсии с указанной даты по день рассмотрения дела.
В судебном заседании истец Орлова Е.Л. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ГУ - УПФ в Ленинском административном округе города Мурманск Воробьева С.А. возражала против удовлетворения иска.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Орлова Е.Л, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда изменить в части и включить в страховой стаж период с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. со дня назначения пенсии - с 7 октября 2009 г, обязать пенсионный орган произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученные суммы пенсии.
В обоснование приводит обстоятельства, послужившие поводом для обращения с иском в суд. Указывает на наличие оснований для включения спорного периода в непрерывный трудовой стаж, поскольку в трудовой книжке имеется запись об увольнении в связи с переводом супруга на новое место службы.
Отмечает, что запись в трудовой книжке об увольнении в связи с переводом мужа на новое место службы соответствуют требованиям законодательства, действовавшего в спорный период.
Считает подтвержденным факт непрерывного трудового стажа в 1982 г. и вхождения ее в состав семьи супруга в спорный период, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке, в том числе о перемене фамилии в связи с заключением брака.
Приводит доводы о том, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии ею были представлены все запрашиваемые документы, дополнительных документов в подтверждение непрерывности стажа в спорный период не требовалось.
Полагает, что поскольку по вине работников пенсионного органа период с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. не был включен в страховой стаж, перерасчет пенсии за указанный период должен быть произведен со дня назначения пенсии - 7 октября 2009 г.
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске Колганова С.В, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, со ссылкой на положения пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", пункта 35 постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1014 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", приводит доводы о том, что в страховой стаж могут засчитываться периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться в связи с отсутствие такой возможности, имевшей место до 1 января 2009 г, что подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению N4.
Основанием для выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N4, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства либо месту пребывания, а также трудовая книжка супруга военнослужащего.
Поскольку супруг истца О С.А. в указанный период проходил обучение в образовательном учреждении системы МВД, а не являлся военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, полагает неправомерным включение периода с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. в страховой стаж истца.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), действовавшим на момент возникновения спорных отношений.
По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Женщинам, по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж 20 лет, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Орлова Е.Л. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 12 декабря 2006 г, является получателем пенсии по старости в соответствии Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 7 октября 2009 г.
В период с 10 сентября 1981 г. по 15 июля 1982 г. Орлова Е.Л. (до заключения брака - Б) работала в Омском моторостроительном производственном объединении имени П.И. Баранова, уволена на основании приказа N * от 15 июля 1982 г. в связи с переводом мужа на новое место службы; 23 августа 1982 г. истец принята в отдел главного технолога временно инженером-конструктором третьей категории в производственное объединение судоремонтных предприятий "Мурманская судоверфь".
Из дела также следует, что во исполнение приказа от 27 ноября 2018 г. N526 "О назначении внеплановой выездной проверки Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном круге г. Мурманска" Управлением Федерального казначейства по Мурманской области проведена внеплановая проверка правильности начисления взносов на страховую часть пенсии в 2012 году.
По результатам проведенной проверки пенсионным органом в адрес Орловой Е.Л. 28 ноября 2018 г. направлено информационное письмо, из содержания которого истцу стало известно, что период с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. не включен в страховой стаж по мотиву того, что данный период не относится к периоду работы или иной деятельности, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Полагая, что исключение спорного периода из страхового стажа повлияло на расчет размера пенсии и на все последующие перерасчеты, Орлова Е.Л. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Орловой Е.Л. непрерывного трудового стажа и включении периода с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. в страховой стаж, исходя из того, что увольнение истца и последующее ее трудоустройство в указанный период, связано с окончанием обучения ее супруга 24 июля 1982 г. Омской высшей школе милиции МВД СССР и направлением к месту службы в УВД Мурманского облисполкома. Сославшись на то, что включение спорного периода в страховой стаж истца привело к увеличению страхового стажа, пришел к выводу о том, что данное обстоятельство может повлиять на размер страховой пенсии Орловой Е.Л, в связи с чем, в отсутствие доказательств, свидетельствующих об обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии с приложением подтверждающих документов о включении спорного периода в страховой стаж, суд возложил на ответчика обязанность по перерасчету страховой пенсии с учетом вышеуказанного периода со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, основанном на неверном применении норм материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При исчислении трудового стажа в целях определения права на страховую пенсию в период до 1 января 1992 г. применялся Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Постановление Совета Министров СССР от 3 марта 1972 г. N590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее - Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
Так, согласно пункту 108 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.
Подпунктом "а" пункта 20 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий предусмотрено, что при назначении пенсий по старости начисляются надбавки (в пределах максимального размера пенсий), в том числе за непрерывный стаж работы (пункт 116) свыше 15 лет или за общий стаж работы - мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, - 10 процентов пенсии.
В соответствии с пунктом 116 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (с изм. и доп, внесенными Постановлениями Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. N252, от 30 июня 1983 г. N584) надбавки за непрерывный стаж начисляются независимо от того, когда рабочий или служащий имел этот непрерывный стаж: перед обращением за пенсией или когда-либо ранее.
Если рабочий или служащий обратился за пенсией после прекращения работы, то надбавка начисляется за непрерывный стаж, имевшийся ко дню прекращения работы или когда-либо ранее.
Вопросы сохранения непрерывного стажа при переходе с одной работы на другую разрешаются по тем же правилам, как и при назначении пособий по государственному социальному страхованию, за исключением правил зачета в непрерывный стаж работы в качестве члена колхоза в случае прекращения деятельности колхоза в связи с передачей земель совхозу или иному государственному предприятию (организации).
При этом для начисления надбавки за непрерывный стаж работы, установленный абзацем вторым подпункта "а" пункта 20 настоящего Положения, правила сохранения непрерывного стажа работы при увольнении по собственному желанию не применяются, за исключением случаев увольнения беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до восьми лет, увольнения в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность, уходом на пенсию по старости или по инвалидности, а также увольнения в связи с переездом на работу в другую местность в порядке организованного набора рабочих, сельскохозяйственного переселения или общественного призыва.
Постановление Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. N252 утратило силу 12 апреля 2010 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. N189 "О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных актов бывшего Союза ССР по вопросам социального страхования".
Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию касались исключительно вопросов исчисления трудового стажа трудящихся для разрешения вопроса о назначении рабочим и служащим пособий по государственному социальному страхованию, а не в целях исчисления трудового стажа, дающего право на получение пенсии по старости, а также применялись для исчисления непрерывного трудового стажа в целях назначения надбавки к пенсии.
Таким образом, как указывалось ранее, период перехода на другую работу в другую местность в связи с переводом мужа, подлежал учету в непрерывный стаж, только для назначения надбавки к пенсии.
Кроме того, Постановление Совета Министров СССР от 3 марта 1972 г. N590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 1992 г. и действовавшим по 31 декабря 2001 г, согласно статье 93 которого периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона (льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж), и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).
С 1 января 2002 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно части 1 статьи 11 которого в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, согласно указанным нормативным актам для исчисления страхового стажа суммируются отдельные периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж согласно требованиям законодательства. Исчисление страхового стажа непрерывно, равно как и надбавка за непрерывный стаж работы данными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Орлова Е.Л. является получателем пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. не подлежит включению в страховой стаж, поскольку не относится к периодам работы.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитываются в страховой стаж следующие виды иных периодов: период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 7 части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно пункту 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 (ред. от 19 февраля 2019 г.) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению N4.
Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего.
Периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.
Как следует из архивной справки о службе в органах внутренних дел Мурманской области супруга истца - О С.А, составленной по материалам его архивного личного дела, сведениями, указанными в копии его послужного списка, в период с 1 сентября 1978 г. по 2 августа 1982 г. О С.А. обучался в Омской высшей школе милиции МВД СССР, приказом по школе от 24 июля 1982 г. N * откомандирован в распоряжение УВД Мурманского облисполкома, в период с 2 августа 1982 г. по 8 июля 1986 г. проходил службу в органах внутренних дел Мурманской области, в графе послужного списка "Семейное положение" указаны сведения о жене Орловой ( Б) Е.Л, _ _ года рождения.
Таким образом, в период с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. супруг истца О С.А. не являлся военнослужащим, проходившим в спорный период военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу).
При таких обстоятельства, заявленный истцом период не относится к периодам проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности, в связи с чем указанный период и в этом случае не подлежит включению в страховой стаж истца.
При таком положении, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования Орловой Е.Л. о возложении на пенсионный орган обязанности по включению периода с 16 июля 1982 г. по 22 августа 1982 г. в трудовой стаж, пересчете трудового стажа, взыскании недоплаченных сумм пенсии - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 23 мая 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Орловой Елене Леонидовне к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманск о включении периода в стаж, перерасчете пенсии, взыскании денежных средств отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.