Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Науменко Н.А.
судей
Исаевой Ю.А.
Киселевой Е.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Брызгалова Серафима Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Брызгалова Серафима Владимировича на
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 21 мая 2019 г, которым постановлено:
"исковые требования Брызгалова Серафима Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска включить в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера Брызгалова Серафима Владимировича период работы в ОАО "Севрыбснаб" с 02.12.1999 по 31.12.1999, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период в работы в ООО "Норд Фиш" г. Архангельск с 08.10.2007 по 31.12.2007.
В удовлетворении остальных требований Брызгалову Серафиму Владимировичу - отказать".
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А, объяснения Брызгалова С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманска Воробьевой С.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Брызгалов С. В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (далее ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска) о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 18 декабря 2017 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 4 мая 2018 г. по мотиву отсутствия требуемого стажа в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. Данное решение истец полагает необоснованным и нарушающим его права.
С учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным решение ГУ - Управления Ленинского фонда РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска от 4 мая 2018 г. N 285604/17, включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера следующие периоды работы: в ИЧП "Ассоль" с 29.12.1992 по 10.11.1995; в ПАО "Мурманский траловый флот" с 23.05.1988 по 22.06.1988, с 15.12.1989 по 22.12.1989, с 18.01.1990 по 17.02.1990, с 07.03.1990 по 13.03.1990, с 22.08.1991 по 22.09.1991, с 01.10.1991 по 01.11.1991; в ООО "Норд Фиш" с 08.10.2007 по 31.07.2008; период работы в ОАО "Севрыбснаб" с 02.12.1999 по 31.12.1999, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 5 января 2018 г.
Истец Брызгалов С.В. и его представитель Вечеркин В.А. в судебном заседании уточненные требования поддержали.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска Воробьева С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Брызгалов С.В. просит решение изменить, включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 29 декабря 1992 г. по 10 ноября 1995 г. в ИЧП "Ассоль", обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 4 января 2018 г.
Не соглашаясь с решением суда в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы в ИЧП "Ассоль" с 29 декабря 1992 г. по 10 ноября 1995 г, указывает, что факт его работы в указанный период в ИЧП "Ассоль" в должности коммерческого директора ежедневно полный рабочий день подтверждается оригиналом трудовой книжки, сведениями о регистрации ИЧП "Ассоль" в ИФНС РФ по г. Мурманску 29 декабря 1992 г, а также показаниями свидетеля С.В.Н.
При этом указывает, что он действительно в период с 3 декабря 1993 г. по 25 июня 1994 г. состоял на регистрационном учете в Комитете по труду и занятости МО ГОБУ ЦЗН г. Мурманска, одновременно работая в ИЧП "Ассоль", однако впоследствии полученное им пособие по безработице было возвращено им в добровольном порядке.
Относительно апелляционной жалобы представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (правопреемник ГУ-Управление Пенсионного фонда в Ленинском округе г. Мурманска) Обрядин В.И. представил возражения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, предусмотренных законом оснований для проверки решения суда в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Поскольку решение суда обжалуется только в части отказа в возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода трудовой деятельности истца в ИЧП "Ассоль" с 29 декабря 1992 г. по 10 ноября 1995 г. и обязании пенсионного органа назначить Брызгалову С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 5 января 2018 г, то в силу принципов диспозитивности и состязательности сторон решение в остальной части проверке в апелляционном порядке не подлежит.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы) (подпункт "а" пункта 2).
Согласно пункту 10 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, согласно которому с 1 июля 1990 г. Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Брызгалов С.В, _ _ года рождения, зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 3 января 1999 г.
18 декабря 2017 г. Брызгалов С.В, обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 4 мая 2018 г. N 285604/17 в назначении указанной пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Ответчик учел документально подтвержденный стаж истца на дату обращения, который составил: страховой стаж - 23 года 05 месяцев 17 дней (при требуемом не менее 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера - 11 лет 09 месяцев 09 дней (при требуемом не менее 15 лет).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 4 мая 2018 г. из страхового стажа истца и стажа работы в районах Крайнего Севера исключены периоды трудовой деятельности, в том числе в ИЧП "Ассоль" с 29 декабря 1992 г. по 10 ноября 1995 г.
Давая правовую оценку доводам сторон, суд обоснованно не усмотрел оснований для включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода трудовой деятельности истца в ИЧП "Ассоль" с 29 декабря 1992 г. по 10 ноября 1995 г, который в трудовой книжке указан как период работы в указанном предприятии в должности коммерческого директора.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ИЧП "Ассоль" Минасяна зарегистрировано 29 декабря 1992 г.
Согласно ответу ГОКУ "Государственный архив Мурманской области" от 13 марта 2019 г. документы по личному составу ИЧП "Ассоль" Минасяна на хранение не поступали.
Из сообщения ГУ-УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска от 15 марта 2019 г. следует, что ИЧП "Ассоль" зарегистрировано в ПФР по г. Мурманску 23 января 1993 г, ликвидировано 1 июля 2005 г, сведениями о ведении финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января 1992 г. по 22 января 1993 г. Управление не располагает, за период с 23 января 1993 г. по 31 декабря 1995 г. страховые взносы не начислялись и перечисления не производились, в наблюдательном деле отсутствуют данные за период 1992-1995 гг.
Согласно справке Комитета по труду и занятости МО ГОБУ ЦЗН г. Мурманска от 11 января 2019 г. N 0110005/1801 Брызгалов С.В. состоял на учете в качестве безработного в числе прочего с 3 декабря 1993 г. по 25 июня 1994 г, вместе с тем, данный период не указан в качестве засчитываемого в страховой стаж.
Из ответа ГОБУ ЦЗН г. Мурманска от 8 мая 2019 г. следует, что Брызгалов СВ. обратился в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска в поисках подходящей работы и был признан безработным со дня обращения, за период с 3 декабря 1993 г. по 25 июня 1994 г. ему было начислено пособие по безработице в размере 15 рублей 56 копеек. 22 марта 2005 г. при повторном обращении Брызгалова С.В. выяснилось, что согласно записям NN 11 и 12 в его трудовой книжке в период с 29 декабря 1992 г. по 10 ноября 1995 г. он работал коммерческим директором в "Ассоль" и скрыл этот факт от должностных лиц Центра занятости населения г. Мурманска при постановке на учет в 1993 году. 29 марта 2005 г. Брызгалов СВ. в добровольном порядке возместил ущерб в сумме 15 рублей 56 копеек. Поскольку Брызгалов С.В. с 3 декабря 1993 г. по 25 июня 1994 г. незаконно получил пособие по безработице, в страховой стаж этот период не засчитывается.
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что в заявленный истцом период работы в ИЧП "Ассоль" страховые взносы предприятием не начислялись и не выплачивались, сведения о ведении предприятием в спорный период финансово-хозяйственной деятельности отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода трудовой деятельности истца в ИЧП "Ассоль" с 29 декабря 1992 г. по 10 ноября 1995 г, не подтвержденных первичными документами.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец в спорные периоды занимал в указанной организации должность коммерческого директора, следовательно, относился к лицам, обязанным соблюдать законодательство по уплате страховых взносов, и у него имелась реальная возможность контролировать начисление и уплату страховых взносов, тем самым повлиять на реализацию своих пенсионных прав.
Также судом верно указано на то, что на момент обращения истца в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска 3 декабря 1993 г. данным органом несомненно была проверена трудовая книжка истца, в которой отсутствовала запись о работе Брызгалова С.В. в ИЧП "Ассоль" с 29 декабря 1992 г, что свидетельствует о том, что запись о трудоустройстве была внесена позднее.
Судебная коллегия находит приведенные судом мотивы убедительными, а доводы апелляционной жалобы в указанной части необоснованными.
При этом судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что показания свидетеля С.В.Н, данные в ходе рассмотрения дела, противоречат иным доказательствам, в связи с чем они не могли быть приняты в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего деятельность истца в спорный период времени в ИЧП "Ассоль".
С учетом пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, верным является и вывод суда об отсутствии оснований полагать, что истцом выполнялась какая-либо работа либо она выполнялась в течение полного рабочего дня.
Ссылка в апелляционной жалобе истца о том, что впоследствии полученное им пособие по безработице было возвращено в добровольном порядке, не имеет правового значения относительно предмета настоящего спора.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, отмену либо изменение судебного решения не влекут, поскольку доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком суду первой инстанции не представлено, не приложены такие доказательства и к апелляционной жалобе.
С учетом изложенного доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, фактически повторяют доводы стороны ответчика в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у судебной коллегии не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 21 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Брызгалова Серафима Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.