Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Моргоева Э.Т,
судей Дзуцевой Ф.Б. и Гатеева С.Г,
при секретаре Магкеевой И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата... Республики Северная Осетия-Алания на решение Советского районного суда г.Владикавказ от 25 марта 2019 года, которым постановлено: административное исковое заявление Мамиева М.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии г. Владикавказ, оформленное протоколом... от 30 ноября 2018г, о признании... 1,... года рождения, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Обязать Военный комиссариат г.Владикавказ РСО-Алания выдать Мамиеву М.Р,... года рождения, военный билет.
Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г, выслушав представителя Военного комиссариата г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания - Рубаеву Ж.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мамиев М.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату г..Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии г..Владикавказ, оформленное протоколом... от 30 ноября 2018г, о признании Мамиева М.Р. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, а также обязать ответчика выдать ему военный билет. В обоснование заявленных требований указал, что состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата г..Владикавказ РСО-Алания. В связи с достижением 27-летнего возраста обратился с заявлением в Военный комиссариат г..Владикавказ РСО-Алания о выдаче ему военного билета. В ответ на заявление получил решение призывной комиссии, протокол... от 30 ноября 2018г. о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Решение считает незаконным, поскольку по окончанию школы поступил в Санкт-Петербургский Государственный инженерно-экономический университет на очную форму обучения. По окончанию 30.06.2012г. вернулся во Владикавказ и в сентябре того же года вышел на работу стажером в Северо-Осетинский филиал "Россельхозбанка", а с марта 2013 года штатным сотрудником. С 01.11.2012г. по 01.11.2016г. являлся аспирантом СОГУ им. К.Л.Хетагурова на очной форме обучения. Проживал все это время по одному и тому же месту жительства, которое было известно Военному комиссариату г..Владикавказ РСО-Алания. В учетной карте призывника имеются номера телефонов мобильного и домашнего, которые не менялись, действий по уклонению от призыва на военную службу не совершал. В период с 29 августа 2016г. по 25 сентября 2016г. находился в очередном отпуске, а с 26 сентября 2016г. по 03 октября 2016г. в отпуске без сохранения заработной платы. По возвращении из отпуска проживал по месту своей регистрации... продолжал работать в "Россельхозбанке".
Согласно рапорту от 08.09.2016г. ПНО ППП и УМР Султановой Э. о результатах розыска призывника, Султанова Э. неоднократно посещала место регистрации и жительства Мамиева М.Р. Однако в период с ноября 2012г. по 02 марта 2017г. (достижение 27-летнего возраста) в Военный комиссариат г..Владикавказ его никто не вызывал, повесток не получал. 30.11.2018г. решением призывной комиссии Мамиев М.Р. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с зачислением в запас по достижении 27 лет и выдачей справки взамен билета.
В судебном заседании представитель истца Хутиев А.И, административные исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Мамиева М.Р. в военкомат не вызывали, повестки не вручали. 22.11.2018г. он обратился в военкомат за получением военного билета, однако ему было отказано. У него была отсрочка от прохождения военной службы в срок до 01.11.2016г. Место жительства он не менял, номер сотового телефона и домашнего телефона не менялся, работал в дополнительном офисе Северо-Осетинского филиала "Россельхозбанка", где работает в настоящее время.
Представитель Военного комиссариата г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания - Рубаева Ж.В, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно действующему законодательству призыву подлежат граждане, не пребывающие в запасе, два раза в год, с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря каждого года на основании указов Президента РФ. Согласно сведениям из личного дела Мамиева М.Р. ему была предоставлена отсрочка до 01.11.2015г. Затем автоматически предоставлена отсрочка на год, до 01.11.2016г. для обучения в аспирантуре. В связи с чем Мамиев М.Р. подлежал призыву только в осенний период, действующий с 01.10.2016г. по 31.12.2016г. За истечением этого срока Мамиев М.Р. призыву не подлежал, т.к. 02.03.2017г. ему исполнилось 27 лет, а в период с 01.01.2017г. по 01.04.2017г. призыва нет. На основании рапорта сотрудника военкомата Султановой Э. было подано обращение от 30.09.2016г. в УМВД по РСО-Алания о принятии розыскных мер в отношении призывников, в том числе и Мамиева М.Р. Был дан общий ответ, розыскные мероприятия не проводились. 22.11.2018г. Мамиев М.Р. обратился в военкомат во время действия призывной комиссии г. Владикавказ с заявлением о выдаче ему военного билета. Заседание призывной комиссии проводится раз в месяц по вопросу зачисления в запас граждан, достигших 27-летнего возраста. Мамиев М.Р. признан годным для прохождения военной службы, и исходя из рапорта от 08.09.2016г, было принято решение о выдаче справки.
По делу постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился Военный комиссариат г.Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания, в апелляционной жалобе просил его отменить, и отказать в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями ст.26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Как усматривается из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Мамиев М.Р. имел право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" до 01.11.2016г, и подлежал призыву с указанной даты по 31 декабря 2016г. (до достижения им 27 лет). Решением призывной комиссии в виде протокола... от 30 ноября 2018г. Мамиеву М.Р. отказано в выдаче военного билета со ссылкой на п.п.1 ст. 28 и п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" с отметкой о не прохождении военной службы по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислен в запас по достижению 27-летнего возраста.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что с 01.11.2016г. по 31.12.2016г. в отношении Мамиева М.Р. призывной комиссией не совершалось действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу. Повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись и не вручались. Розыскные мероприятия в отношении Мамиева М.Р. также не проводились, к ответственности за уклонение от военной службы он не привлекался.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка. Они сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Владикавказ от 25 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Т. Моргоев
Судьи Ф.Б. Дзуцева
С.Г. Гатеев
Справка: дело рассмотрено по первой инстанции Советским районным судом г. Владикавказ под председательством судьи Тотровой Е.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.