ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
Дело N 3а-163/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 12 августа 2019 года
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
Гатеева С.Г,
при секретаре Гуляровой Ж.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бекан" (далее - ООО "Бекан") к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц администрации местного самоуправления МО Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости
установил:
ООО "Бекан" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц администрации местного самоуправления МО Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере 3404 000 рублей, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:...
В обоснование иска указало, что ООО "Бекан" является собственником земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу: РСО... Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: под строительство гостиничного комплекса и АЗС.
Согласно выписке из ЕГРН от... N... кадастровая стоимость земельного участка составляет... рублей.
Полагая, что размер кадастровой стоимости земельного участка является необоснованно завышенным, в порядке досудебного разрешения спора, административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РСО-Алания с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2015) в размере... рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РСО-Алания N281 от 03 июня 2019 года в удовлетворении заявления ООО "Бекан" отказано по причине несоответствия Отчетов требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В целях определения достоверной кадастровой стоимости объекта, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно отчету... от.., составленному ИП... 3 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 01 января 2015 года, стоимость объекта составляет... рублей.
В судебное заседание представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, не явился, об уважительности причины неявки суду не сообщил.
Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания Дзагоевой З.Н. в адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Разрешение вопроса оставлено на усмотрение суда.
Представителем администрации местного самоуправления МО Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания Тлатовой З.Ч. в адрес суда с использованием факсимильной связи направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованного лица. С результатами экспертного заключения ИП Тагаева Д.А. не согласна, просила в удовлетворении заявленных исковых требований ООО "Бекан" отказать в полном объеме.
Как указано в ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Бекан" - Томаев С.Г, заявленные исковые требования уточнил, просил установить стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 01 января 2015 года, исходя из результатов оценки судебной оценочной экспертизы, равной его рыночной стоимости в размере... рублей.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Сабанова Л.А, административный иск не признала.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания считает исковые требования ООО "Бекан" подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части одиннадцатой ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО "Бекан" является собственником земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:..,... Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: под строительство гостиничного комплекса и АЗС.
Согласно выписке из ЕГРН от... N... кадастровая стоимость земельного участка составляет... рублей.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости влияет на права и обязанности заявителя ООО "Бекан", как собственника объекта, и административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РСО-Алания N281 от 03 июня 2019 года в удовлетворении заявления ООО "Бекан" отказано по причине несоответствия Отчетов требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть пятая статьи 247 и часть первая статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 1 - 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование исковых требований суду представлен отчет... от.., составленный ИП... 3 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на.., согласно которому стоимость земельного участка составляет... рублей
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 июля 2019 года по настоящему административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП... 6
Согласно заключению эксперта... от.., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 01 января 2015 года, составила... рублей.
В соответствии с ч.8 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 1 - 4, 8 ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Обсудив по правилам ст.ст. 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд считает установленным, что эксперт ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
При этом суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно в рамках рассмотрения административного дела судом, экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; заключение не допускает неоднозначного толкования; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2015 года; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной.
У суда нет оснований сомневаться в объективности, представленного экспертного заключения.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает, что правильность изложенных в нем выводах сторонами не опровергнута, заключение соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому может быть положено в основу решения суда.
Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 01 января 2015 года, подлежит установлению в размере, равном рыночной стоимости -... рублей.
Приложенный к административному исковому заявлению отчет от 11 марта 2019 года.., составленный оценщиком ИП... 3 в отношении спорного земельного участка, по мнению суда, не может быть положен в обоснование требований ООО "Бекан", исходя из последующих уточнений исковых требований и предоставления новых доказательств рыночной стоимости земельного участка на 01 января 2015 года.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части второй статьи 7 вышеназванного Закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу ч.4 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда. По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Что касается требования ООО "Бекан" в части обязания административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания внести в государственный кадастр недвижимости изменения в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым.., суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной не затрагивает права и законные интересы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, которое в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязано принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Суду каких-либо сведений о том, что со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, не представлено.
Кроме того, решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в силу закона является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, так как настоящее решение может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу, либо размера арендной платы только с момента вступления его в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Бекан" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу: РСО.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... рублей.
Решение является основанием для внесения изменений Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., площадью 32 398 кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 01 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере... рублей.
Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью "Бекан" заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, считать 17 мая 2019 года.
В остальной части административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Бекан" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Г. Гатеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.