Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Верюлина А.В,
судей Козиной Е.Г, Лесновой И.С,
при секретаре Зобниной Я.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 сентября 2019 г. в г.Саранске гражданское дело по иску Кондрашкина И.Н. к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о восстановлении в первоначальной очереди в списке молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" по Ковылкинскому муниципальному району Республики Мордовия на 2019 год за N7, по апелляционной жалобе представителя истца Кондрашкиной Л.В. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Лесновой И.С, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кондрашкин И.Н. обратился в суд с иском к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о восстановлении в первоначальной очереди в списке молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" по Ковылкинскому муниципальному району Республики Мордовия на 2019 год за N7, мотивируя свои требования тем, что 27 декабря 2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о поставке на учет по программе "Молодая семья", в чем ему было отказано постановлением N14 от 13 января 2012 г. по тем основаниям, что собственником квартиры Кондрашкиной Л.В, проживающей по адресу: "адрес", где зарегистрирована и его семья, 22 ноября 2011 г. была совершена сделка по отчуждению жилья. Впоследствии данное постановление признано ошибочным, но его семья поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не в первоначальную очередь, а на 35 семей отодвинута назад, о чем он в известность поставлен не был. Полагал свое право состоять в первоначальной очереди под другим номером нарушенным.
С учетом уточнения исковых требований просил суд восстановить его семью в первоначальной очереди в списке молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" по Ковылкинскому муниципальному району Республики Мордовия на 2019 год за N 7.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2019 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Кондрашкина Л.В, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять новое решение в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что судом не был исследован и не получил правой оценки тот факт, что Кондрашкиным И.Н. изначально 27 декабря 2011 г. было подано заявление и представлены необходимые документы для постановки на учет по программе "Молодая семья". Именно на тот момент его семья имела все правовые основания для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако в силу неправомерных действий ответчика, семья истца лишилась возможности своевременного получения социальной выплаты, что подтверждено письмом администрации Ковылкинского муниципального района от 15 февраля 2012г. N584.
Кроме того, не содержится в решении суда правовой оценки тому, что семьи, которые подали заявления о включении их в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы позже даты подачи истцом заявления от 27 декабря 2011 г, получили социальные выплаты и улучшили свои жилищные условия.
Неправомерный отказ со стороны ответчика восстановить семью истца в списке участников программы по первоначальной дате подачи им заявления, фактически лишает семью возможности получения социальной выплаты, поскольку истец 30 июня 2020 г. достигнет возраста 35 лет, что является основанием для исключения его семьи из числа участников программы "Обеспечение жильем молодых семей".
По изложенным основания считает, что решение суда не содержит должной правовой оценки неправомерным действиям ответчика, в нем не разрешен вопрос о нарушенных правах истца, не определен надлежащий способ восстановления нарушенных прав и законных интересов истца, поэтому является незаконным и подлежащим отмене (л.д. 113-115).
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Главы Ковылскинского муниципального района Республики Мордовия Комусов Н.П. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание третье лицо Кондрашкина О.В. не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известила, доказательств уважительности этих причин не представила и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляла.
Истец Кондрашкин И.Н, представитель ответчика администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, представитель третьего лица Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи в суд не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Кондрашкиной Л.В,, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что 27 декабря 2011 г. Кондрашкин И.Н. обратился в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии его с составом семьи: жена Кондрашкина О.В, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории "молодая семья".
13 января 2012 г. постановлением администрации Ковылкинского муниципального района N14 Кондрашкину И.Н. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине того, что собственником квартиры Кондрашкиной Л.В, проживающей по адресу: "адрес", где была зарегистрирована и семья Кондрашкина И.Н, была совершена сделка по отчуждению жилья, и не истек пятилетний срок после совершения этой сделки.
8 февраля 2012 г. Кондрашкин И.Н. обжаловал данное постановление в суд. 17 февраля 2012 г. Ковылкинским районным судом Республики Мордовия вынесено определение о принятии отказа Кондрашкина И.Н. от заявленных требований об отмене постановления администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 13 января 2012 г, в связи с тем, что спор разрешен в добровольном порядке, производство по делу прекращено.
27 февраля 2012 г. постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия N313 Кондрашкин И.Н. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории "молодая семья" за N1167.
28 февраля 2012 г. администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Кондрашкин И.Н. извещен, что для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг, ему необходимо предоставить в Управление строительства и архитектуры администрации района документы: заявление, ксерокопию паспортов, копию свидетельства о заключении брака, о рождении ребенка, документы, подтверждающие платежеспособность семьи о возможном получении кредита.
15 марта 2012 г. Кондрашкин И.Н. и его жена Кондрашкина О.В. на имя главы администрации Ковылкинского муниципального района обратились с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг, предоставив требуемые документы.
27 марта 2012 г. постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия N438 семья Кондрашкина И.Н. признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 гг.
27 декабря 2012 г. Кондрашкин И.Н. обратился в администрацию района с заявлением о внесении изменений в состав его семьи в связи с рождением ребенка.
15 января 2013 г. постановлением N35 заявление удовлетворено и постановлено считать семью Кондрашкина И.Н, состоящую на учете нуждающихся в жилых помещениях, в составе из 3 человек, о чем Кондрашкину И.Н. сообщено 16 января 2013г. за N124.
22 июня 2017 г. Кондрашкин И.Н. вновь обратился в администрацию района с заявлением о внесении изменений в состав семьи.
26 июня 2017 г. постановлением N788 заявление удовлетворено и постановлено считать семью Кондрашкина И.Н, состоящую на учете нуждающихся в жилых помещениях, в составе из 4 человек, о чем Кондрашкину И.Н. сообщено 28 июня 2017 г. за N1943.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящими требованиями без уважительных причин ( с момента постановки на учет в 2012 г. прошло более 7 лет)
Кроме того, судом указано, что внеочередное предоставление социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" нормами действующего законодательства не предусмотрено, иное привело бы к нарушению прав граждан стоящих в очереди на получение социальной выплаты перед Кондрашкиным И.Н.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Мордовия.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050 были утверждены Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, а впоследствии на 2015 - 2020 годы, в состав которой была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей, и Правила, определяющие условия предоставления социальных выплат молодым семьям.
Согласно пункту 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, для участия молодой семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" необходимо соблюдение ряда требований, предусмотренных пунктом 6 Правил, в том числе семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кондрашкин И.Н. 27 декабря 2011 г. обратился в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, постановлением N313 от 27 февраля 2012 г. администрация приняла решение о постановке истца с составом семьи из двух человек на данный учет.
15 марта 2012 г. Кондрашкин И.Н. обратился в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, постановлением N438 от 27 марта 2012 г. Кондрашкин И.Н. и его жена Кондрашкина О.В. признаны участниками данной программы.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит восстановить его в первоначальной очереди в списке молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" N7.
Кондрашкин И.Н. в списке семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2013 г. значился за N175 (по дате признания и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), в 2014 г. за N185, в 2015 г. за N 96, в 2016 г. за N79, в 2017 г. за N84, в 2018 г. за N63, в 2019 г. за N42.
Согласно пункту 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 27 Правил, только после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении от 29 марта 2016 г. N699-О, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Таким образом, факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать определенным критериям на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Поскольку истец с составом семьи из четырех человек признан участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с момента своего обращения (15 марта 2012 г.), не исключался из нее, доказательств, свидетельствующих о нарушении очередности, не установлено, выводы суда об отказе в удовлетворении требований истца являются обоснованными и не противоречат нормам действующего законодательства.
Довод об обращении истца с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях 27 декабря 2011 г. и неправомерного отказа администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в постановке на учет, не влечет отмену состоявшегося решения суда, поскольку как уже указано выше признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий - это лишь одно из условий для признания семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Истец был включен в данную подпрограмму с момента обращения с соответствующим заявлением.
Как следует из искового заявления и апелляционной жалобы, истец полагает, что момент признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, меняет очередность списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Данная позиция в силу приведенных выше норм действующего законодательства является ошибочной и ничем не мотивированной.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что состоявшееся решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Кондрашкиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В. Верюлин
Судьи
Е.Г. Козина
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.