Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Гавриловой Е.В.
судей Черенкова А.В, Полосухиной Н.А.
при секретаре Бороздиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГЖИ Калужской области на решение Советского районного суда г.Тулы от 27 февраля 2019 г. по иску Государственной жилищной инспекции Калужской области к Соколу Д.А, ООО "Евротест" о демонтаже фриза и вывески с фасада здания.
Заслушав доклад судьи Черенкова А.В, судебная коллегия
установила:
Государственная жилищная инспекция Калужской области обратилась в суд с иском к Соколу Д.А. о принудительном исполнении предписания. В обоснование исковых требований указано, что в государственную жилищную инспекцию Калужской области поступило обращение председателя ТСЖ "Восход-1" по вопросу использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме "адрес". В ходе проверки обращения, проведенной 14.02.2018 г, специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области установлено, что Сокол Д.А. - собственник нежилого помещения N 146 общей площадью 52,7 кв.м, расположенного на первом этаже многоквартирного дома по указанному адресу, на стене главного и торцевого фасадов дома над нежилым помещением N 146 выполнил установку фриза с наименованием организации (примерный р-р: 3x0,5 кв.м. - со стороны равного фасада, 7x0,5 кв.м. - со стороны торцевого фасада); с правой стороны от входа в нежилое помещение N 146 на фасаде имеется вывеска (наименование, режим работы, реквизиты). Данные конструкции крепятся к конструктивным элементам указанного многоквартирного дома. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не представлено, чем нарушены требования ст.ст. 36, 44-48 Жилищного кодекса РФ.
По результатам проверки, в том числе, по месту регистрации Сокол Д.А. направлено предписание N 562 от 14.02.2018 об устранении нарушений требований действующего законодательства РФ в срок до 14.05.2018 г..Согласно выданному предписанию собственнику необходимо согласовать проведенные работы по установке фриза и вывески (использование общего имущества собственников помещений) в установленном действующим законодательством РФ порядке либо произвести демонтаж. Предписание адресатом получено 02.03.2018, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 24897319571280. 26.03.2018 г..в адрес государственной жилищной инспекции Калужской области поступило письмо от Сокола Д.А. от 12.03.2018 г..о том, что нежилое помещение N146 по адресу: "адрес" было им передано в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ЕВРОТЕСТ" на основании договора аренды от 01.12.2017 г.... Из текста данного письма также следует, что в соответствии с условиями указанного договора, арендатор обязан контролировать нахождение фасада здания в надлежащем состоянии. Фриз и вывеска, находящиеся на фасаде здания были установлены арендатором самостоятельно. Однако, договор аренды, указанный Соколом Д.А. в своем письме, представлен в государственную жилищную инспекцию Калужской области не был. В ходе проверки исполнения предписания, проведенной 23.05.2018 г..было установлено, что Сокол Д.А. предписание N 562 от 14.02.2018 г..в установленные сроки не исполнил. По результатам проверки, в том числе, по месту регистрации Соколу Д.А. повторно направлено аналогичное предписание N 2339 от 28.05.2018 г..об устранении нарушений требований действующего законодательства РФ в срок до 31.07.2018. Предписание адресатом получено 07.06.2018 г, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 24897323071431. В ходе проверки исполнения предписания, проведенной 10.08.2018 г..было установлено, что Сокол Д.А. предписание N 2339 от 28.05.2018 г..в установленные сроки не исполнил.
Просит обязать Сокола Д.А. согласовать проведенные работы в многоквартирном "адрес" по установке фриза (примерный р-р: 3x0,5 кв.м. - со стороны главного фасада, 7x0,5 кв.м. - со стороны торцевого фасада); с правой стороны от входа в нежилое помещение N 146, а также по Зстановке вывески на фасаде (наименование, режим работы, реквизиты).
Истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, уточнил исковые требования и просил обязать ответчика Сокола Д.А. демонтировать с общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", фриз с наименованием организации (примерный размер: 3х0,5 кв.м. - со стороны главного фасада, 7х0,5 кв.м. - со стороны торцевого фасада) и установке вывески с правой стороны от входа в нежилое помещение N146 на фасаде (наименование, режим работы, реквизиты), в течение одного месяца с момента вступления законную силу решения.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Евротест".
Решением Советского районного суда г.Тулы от 27 февраля 2019г. в удовлетворении требований Государственной жилищной инспекции Калужской области отказано.
Не соглашаясь с постановленным по делу решением, в апелляционной жалобе ГЖИ Калужской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сокол Д.А. является собственником нежилого помещения N146 общей площадью 52,7 кв.м, расположенного на первом этаже многоквартирного дома по адресу: "адрес".
Между Соколом Д.А. и ООО "Евротест" 01.12.2017 заключен договор аренды указанного нежилого помещения.
В арендованном помещении расположено ООО "Евротест", которое осуществляет лицензируемую медицинскую деятельность по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу.
На фасаде указанного многоквартирного дома над арендуемым помещением размещено дополнительное оборудование в виде фриза с наименованием организации "Медицинская лаборатория Евротест" и вывеска с правой стороны от входа в нежилое помещение N146 на фасаде с указанием наименования, режима работы и реквизитов.
Данные обстоятельства подтверждаются проведенной Государственной жилищной инспекцией Калужской области проверкой, о чем составлены акты эксплуатационного состояния объекта N3362 от 14.02.2018 г, N1540 от 23.05.2018 г, N2371 от 10.08.2018 г, по факту размещения конструкции примерным размером: 3х0,5 кв.м. - со стороны главного фасада, 7х0,5 кв.м. - со стороны торцевого фасада) и вывески с правой стороны от входа в нежилое помещение N146 на фасаде (наименование, режим работы, реквизиты).
Обращаясь в суд с настоящим иском ГЖИ Калужской области полает, что использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном "адрес", возможно лишь по решению общего собрания собственников помещений, в связи с чем, самовольная установка указанных конструкций не допускается, в связи с чем, просит демонтировать спорные конструкции с фасада жилого дома.
Разрешения спорные правоотношения суд первой инстанции согласился с требованиями истца о необходимости демонтажа вывесок, поскольку применил пункт 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", статьи 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, сослался на то, что размещение наружной рекламы возможно только после получения разрешения собственников общего имущества, принятого на общем собрании собственников многоквартирного дома, к которому эта конструкция присоединяется. При этом отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, исходил из того, что требования заявлены не к надлежащему ответчику Сокол Д.А, поскольку деятельность по размещению данных вывесок связана именно с ООО "Евротест", которое является собственником установленных конструкций.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом не может согласиться с примененными судом нормами материального права, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Понятие рекламы дано в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе. Реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 5 статьи 19 Закона о рекламе регламентировано, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" изложены следующие толкования норм права.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 ГК РФ, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
С учетом вышеизложенных нор материального права и установленных по делу обстоятельств, в том числе характера информации, размещенной на вывеске, места расположения вывески, судебная коллегия считает, что спорная вывеска, содержащая фирменное наименование общества (ЕВРОТЕСТ) и указание на характер оказываемых им услуг (медицинская лаборатория), размещенная обществом в месте осуществления предпринимательской деятельности, на фасаде дома непосредственно над помещением лаборатории в пределах его габаритов, не относится к рекламе, поскольку не содержит информации, направленной на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке. Спорная вывеска носит информационный характер.
Обществом в данном случае в наглядной и доступной форме реализована установленная законом в интересах неограниченного круга лиц (потребителей) публичная обязанность по размещению информации о сфере его деятельности и фирменном обозначении. Поэтому в данном случае у общества не возникла обязанность получить согласие других собственников многоквартирного дома на установку этого объекта.
ООО "Евротест", являясь арендатором нежилого помещения на основании договора, имеет право на пользование общим имуществом многоквартирного дома в пределах титула собственника помещения.
Кроме того, истцом не доказано нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома размещением обществом указанной вывески, а также того, что ухудшается состояние фасада, нарушается архитектурный облик здания, создаются препятствия для эксплуатации здания или проведения работ либо создаются иные препятствия для реализации прав или исполнения обязанностей.
Судебная коллегия полагает, что спорная вывеска не носит рекламного характера, а служит целям идентификации организации, обозначения места ее нахождения и входа в помещение, предоставляет собой указание на услугу, относящуюся к деятельности истца, в целях доведения ее до сведения потребителей, в связи с чем, истцом не доказано нарушение прав собственников помещений многоквартирного жилого дома размещением обществом указанных вывесок.
Доводы апелляционной жалобы ГЖИ по Калужской области об обратном, судебной коллегий отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных ГЖИ по Калужской области требований об обязании Сокола Д.А. демонтировать спорные вывески не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Тулы от 27 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГЖИ Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.