Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Назарова В.В,
судей Чернецовой Н.А, Колотовкиной Л.И,
при секретаре Брусовой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поиску общества с ограниченной ответственностью "РЦ Консалтинг" к Королевой И.А. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по апелляционной жалобе Королевой И.А. на решение Ленинского районного суда Тульской области от 22 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А, судебная коллегия
установила:
ООО "РЦ Консалтинг" обратилось в суд с иском к Королевой И.А. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, указывая на то, что ответчик Королева И.А. является собственником квартиры N6 в доме "адрес". В связи с неуплатой ответчиком жилищно-коммунальных услуг образовалась задолженность в размере 63 903 рублей 96копеек. Поскольку добровольно погасить задолженность ответчик не желает, истец обратился в суд.
С учетом уточнения исковых требований истец просил взыскать с Королевой И.А. в свою пользу задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2016 по 29.10.2018 в размере 55132 рублей 89 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 853 рублей 99копеек.
Представители истца ООО "РЦ Консалтинг" - генеральный директор Ефанова Е.В. и по доверенности Миронова Т.В. в судебном заседании иск поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения.
Ответчик Королева И.А. и ее представитель в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Гусаченко Н.А. в судебном заседании иск не признали, просили в его удовлетворении отказать, указывая на то, что все документы, приложенные к исковому заявлению, должны быть исключены из числа доказательств как ненадлежащие доказательства, так как не заверены надлежащим образом, ряд документов являются подложными доказательствами. Кроме того, полагают, что ООО "РЦ Консалтинг" не является надлежащим истцом по делу, не имеет право взыскивать задолженность по коммунальным платежам, в связи с чем заявление ООО "РЦ Консалтинг" должно быть оставлено без рассмотрения.
Решением Ленинского районного суда Тульской области от 22.04.2019иск ООО "РЦ Консалтинг" удовлетворен.
С Королевой И.А. в пользу ООО "РЦ Консалтинг" взысканы задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 55 132 рублей 89 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1853 рублей 99копеек.
В апелляционной жалобе Королева И.А. просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "РЦ Консалтинг" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Королевой И.А. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения ответчика Королевой И.А, ее представителя в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Гусаченко Н.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ООО "РЦ Консалтинг" в лице генерального директора Ефановой Е.В, поддержавшей доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч.1 ст.38 ЖК РФ, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч.2).
В силу ч.2, ч.3 и ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ ((п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В соответствии со.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (ч.1).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое и коммунальные услуги (ч.2).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (ч.7).
Согласно разъяснениям, данным в п.29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им нам праве собственности", собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статьи 153 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно разъяснениям, данным в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п.п.28,29,31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с ч.6 ст.155 ЖК РФ.
Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в т.ч. оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный ч.4 ст.154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч.2).
Тарифы на услугу горячего водоснабжения в закрытых системах горячего водоснабжения, оказываемую организациями потребителям Тульской области устанавливаются комитетом по тарифам Тульской области.
Из материалов дела следует, что Королева И.А. является собственником квартиры N6, расположенная по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.11.2015 и 04.12.2015.
Согласно выписке из домовой книги по указанному адресу зарегистрирована одна Королева И.А.
Для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме N13 п. Иншинский Ленинского района Тульской области, обеспечения предоставления коммунальных услуг в качестве управляющей компании на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.03.2015 с 01.04.2015 выбрано ООО "Новая управляющая компания", на основании общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.12.2016 с 01.01.2017- ООО "Новая УК".
Согласно п.4.1 договора управления, заключенного 01.04.2015 с ООО "Управляющая организация" цена договора и размер платы за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество, пропорционально занимаемому собственником помещению.
Стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, указанных в приложении N2 к настоящему договору, устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (п.4.2).
Размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту может быть изменен не чаще чем один раз в год по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме за два месяца до истечения каждого года действия данного договора с учетом мнений управляющей организации (п.4.4).
Плата за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно доле занимаемого помещения, и за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (п.4.5).
Плата за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги вносится в установленные настоящим договором сроки на основании платежных документов, выставленных с помощью платежных агентов по поручению управляющей организации (п.4.6).
Размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета рассчитывается в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяемыми в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации, а при отсутствии квартирных и (или) общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органом государственной власти города Тулы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.4.7).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти города Тулы в порядке, установленном федеральным законом. Распределять объем коммунальной услуги - электроснабжение, в размере объема данной коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды, между всеми жилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (п.4.8).
В соответствии с п.5.1 договора управления, заключенного 01.01.2017 с ООО "Новая УК", цена договора устанавливается в размере стоимости работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, определяемой в порядке, указанном в п.5.2 настоящего договора, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в п. 5.3 настоящего договора (далее плата за услуги).
Стоимость работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества определена сторонами согласно перечню и периодичности выполнения работ и оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и помещения (приложение N1) и действует один год с даты, установленной в соответствии с п. 2.2 настоящего договора (п.5.2).
Стоимость коммунальных услуг определяется ежемесячно исходя из объема (количества) фактически предоставленных в расчетном месяце коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги (далее регулируемые тарифы) и перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимых в порядке, установленном нормами действующего законодательства (п.5.3).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещения определяется ежемесячно исходя из размера платы из расчета на 1 кв.м и доли каждого собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения (п.5.5).
Размер платы за содержание и текущий ремонт, в том числе ОДН (общедомовые нужды) для жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме определяется в соответствии с приложением N1 (п.5.6).
Плата за услуги вносится собственником ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным (далее срок оплаты), в соответствии с платежным документов управляющей организации (п.5.12).
Принимать от собственника плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление многоквартирным домом, коммунальные и другие услуги через платежных агентов: ООО "РЦ Консалтинг", ООО "ИВЦ ЖКХ", платежные системы Сбербанка РФ (п.5.19).
В приложениях к данным договорам управления указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, перечень услуг (работ) по управлению многоквартирным домом, перечень и стоимость работ (услуг), содержащий размер платы руб. в месяц на 1 кв.м общей площади жилого помещения, по договору управления от 01.04.2015 - 14,50, по договору управления от 01.01.2017 - 16,50.
Между ООО "Новая управляющая компания" (принципалом) и ООО "РЦ "Консалтинг" (агентом) 01.03.2014 заключен агентский договор на прием и обработку платежей от населения.
01.01.2017 между ООО "Новая УК" (принципалом) и ООО "РЦ "Консалтинг" (агентом) заключен агентский договор на прием и обработку платежей от населения.
В платежных документах, выставляемым с помощью платежного агента по поручению управляющих компаний указаны расчетный счет, на который вносится плата, площадь помещения, количество проживающих (зарегистрированных) граждан, объем (количество) потребленных коммунальных услуг, установленные тарифы за коммунальные услуги, размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, сумма перерасчета, задолженности собственника по оплате общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг за предыдущие периоды.
Согласно представленному истцом расчету задолженность ответчика за период с 01.01.2016 по 29.10.2018 по лицевому счету N2061 по всем видам услуг (содержание и ремонт жилья, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, ОДН по ХВС, ОДН по эл/энергии) составляет 55 132 рубля 89 копеек.
Суд первой инстанции, учитывая, что Королева И.А. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес", не исполняет надлежащим образом обязанность, предусмотренную ст.153 ЖК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Судом первой инстанции представленный истцом расчет размера задолженности обоснованно признан правильным, указав на то, что он составлен с учетом требований действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Ответчик не отрицала наличие у нее задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, однако свой расчет задолженности не представила.
Платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилья и предоставления коммунальных услуг по жилому помещению по адресу: "адрес", содержит начисления на текущий месяц, подлежащие оплате, а также информацию об имевшейся задолженности за предыдущие периоды, тарифы.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что размер задолженности определен неправильно, подлежит уменьшению на 1 147 рублей, поскольку Королевой И.А. за период с 01.01.2016 по 29.10.2018 произведена оплата в размере 28 100 рублей, однако суд в решении указал, что она оплатила всего 26 953 рубля, 29.11.2016 она оплатила 1 647 рублей и 78 рублей 24 копейки, не свидетельствует о том, что расчет представленный истцом является неправильным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "Консалтинг"- генеральный директор Ефанова Е.В. пояснила, что все поступившие от ответчика платежи были учтены при расчете задолженности.
Из карточки расчетов за период с 01.01.2016 по 29.10.2018 следует, что 29.11.2016 от Королевой И.А. в счет оплаты задолженности поступило: за водоотведение - 78 рублей 24 копейки, отопление - 1 274 рублей 76 копеек, всего 1 353 рубля
Из карточки расчетов за период с 01.01.2015 по 30.11.2016 по ООО "Новая управляющая компания" следует, что 29.11.2016 от Королевой И.А. в счет оплаты задолженности поступило: за вывоз ТБО и КГМ поступило 342 рубля, содержание и ремонт жилья - 1 305 рублей, всего 1 647 рублей.
Имеющиеся в материалах дела платежный документ с указанием задолженности перед ООО "Новая управляющая компания" за вывоз ТБО и КГМ, содержание и ремонт жилья в размере 1 647 рублей, кассовый чек на сумму 1 647 рублей, оплата по которому произведена 29.11.2016, не свидетельствуют о неправильном определении размера задолженности Королевой И.А. по жилищно-коммунальным услугам.
В материалах дела имеется еще один платежный документ с указанием задолженности перед ООО "Новая управляющая компания" за предыдущие периоды за содержание и ремонт жилья в размере 5 655 рублей, холодное водоснабжения, водоотведение - 13 372 рубля 50 копеек, отопление - 14685 рублей 15 копеек, всего задолженность в размере 31 145 рублей, с отметкой оплаты 29.11.2016 в размере 1 353 рублей.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что ООО "Новая УК" не избрана управляющей организацией в отношении дома N13 п. Иншинский, договор управления с ООО "Новая УК" не заключен, Королева И.А. не принимала участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, не регистрировалась, в листе регистрации не расписывалась, не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения иска ООО "Консалтинг".
Договоры управления с ООО "Новая управляющая компания" и ООО "Новая УК", не признаны недействительными, не были расторгнуты; решения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные протоколами от 27.03.2015 и от 23.12.2016 не признаны недействительными.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика и его представителя о необходимости предоставления подлинников, либо надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, по следующим основаниям.
В соответствии с абз.5 ст.132 ГПК РФ, к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
Согласно п.2 ст.71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Истцом в подтверждение заявленных требований были представлены копии документов, на которых имелась печать ООО "РЦ Консалтинг" подпись генерального директора Ефановой Е.В, являющейся также генеральным директором ООО "Новая управляющая компания".
Суд первой инстанции не нашел оснований и для удовлетворения заявления ответчика об оставления искового заявления без рассмотрения, о признании ряда доказательств подложными и исключении их из числа доказательств, в связи с отсутствием надлежаще заверенных документов, поскольку судом сверялись копии документов, представленных истцом с подлинниками, что отражено в протоколах судебного заседания от 21.03.2019 и 11.04.2019.
Ответчиком Королевой И.А. были поданы замечания на протокол судебного заседания, в которых она, в том числе указывает на то, что были представлены подлинники документов, они исследовались в судебном заседании.
Определением судьи Ленинского района Тульской области от 13.05.2019 замечания Королевой И.А. на протокол судебного заседания от 11.04.2019 отклонены.
Ссылка ответчика Королевой И.А. на некачественное оказание управляющими организациями услуг не может быть принята во внимание.
Из анализа положений действующего законодательства (ч.1 ст.10 Закона "О защите прав потребителей", ч.10 ст.161 ЖК РФ, абз.2 п.2, п. "г" ч.3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, ч.10 ст.156 ЖК РФ, п.п. 6-8, п.15 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491) следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг и работ является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Так согласно п.п.6-8 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Таким образом, изменение размера платы за жилое помещение вследствие оказания услуг ненадлежащего качества может быть произведено только на основании заявления потребителя (собственника жилого помещения) и акта нарушения качества в оказании услуг или выполнении работ.
Из материалов дела следует, что ответчик с заявлением об изменении размера платы за жилое помещение в связи с неоказанием услуг в управляющую организацию либо в иную службу не обращалась, соответствующие акты нарушения качества в оказании услуг или выполнении работ, а равно акты, свидетельствующие о неоказании услуг, не составлялись.
Согласно разъяснениям, данным в п.31,32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им нам праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (ч.1 ст.7 ЖК РФ и п.3 ст.199, п.3 ст.319.1 ГК РФ).
Доказательств, подтверждающих, что ответчик обращалась в ООО "РЦ Консалтинг" с заявлением о разъяснении сведений об образовавшейся у нее задолженности, обращалась в управляющие организации с заявлениями о том, чтобы производилась оплата только по определенным услугам, за конкретный расчетный период, а также обращались с заявлением о выдаче незаполненного платежного документа, не содержащего расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период, не представлено.
Таким образом, поскольку у ответчика имелась задолженность, ответчиком производились платежи в размере большем, чем размер начислений за соответствующий месяц, она не указывала, в счет какого расчетного периода ею осуществлено исполнение, истец обоснованно засчитывал исполнение за периоды, по которым срок исковой давности не истек.
Оснований для признания представленного истцом расчета имеющейся у ответчика задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг неправильным не имеется.
Согласно справкам, представленным в суд апелляционной инстанции ООО "Новая управляющая компания" и ООО "Новая УК", в период действия договоров управления с данными управляющими организациями от Королевой И.А. (собственника квартиры N6 в доме "адрес" запросов, обращений на предоставление документов, указанных в апелляционной жалобе, не поступало. Королева И.А. не оспаривала договоры управления домом N13 в п. Иншинский, не заявляла требования о направлении ей копий актов выполненных работ и /или каких-либо других документов. Не предъявляла также претензии к качеству предоставленных работ (услуг) по договорам управления.
Поскольку в спорный период управляющие организации ООО "Новая управляющая компания" и ООО "Новая УК" оказывали услуги, в т.ч. ответчику Королевой И.А, как собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N13 п. Иншинский Ленинского района Тульской области и коммунальные услуги, то ответчик, в свою очередь, обязан вносить плату за содержание жилого помещения, которая включает, согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Приняв во внимание данные о внесенных ответчиком суммах, проверив представленные истцом расчеты, суд определил, что сумма долга ответчика Королевой И.А. за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2016 по 29.10.2018 составляет 55 132 рубля 89 копеек и взыскал указанную сумму с ответчика.
Удовлетворив требование истца о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, суд первой инстанции в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскал с Королевой И.А. в пользу истца понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 853 рублей 99 копеек.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "РЦ Консалтинг" является ненадлежащим истцом, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между управляющими организациями (ООО "Новая управляющая компания", ООО "Новая УК), с одной стороны, ООО "РЦ Консалтинг", с другой стороны заключены агентские договоры соответственно 01.03.2014 и 01.01.2017.
Согласно п.п.1.1 данных договоров принципал поручил, а агент от имени принципала принял на себя обязательства на выполнение услуг по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В состав работ по договору входят: начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (п.1.2.1).
Сбор поступивших платежей за жилищно-коммунальные услуги (п.1.2.2).
Перечисление поступивших платежей принципалу (п.1.2.3).
Распространение квитанций (п.1.2.4).
Агент обязан производить перечисление поступивших платежей за отчетный период на счет принципала с учетом уменьшения на сумму комиссионных сборов банка, почты, агента (п.2.2.2).
01.07.2015 между ООО "Новая управляющая компания" и ООО "РЦ Консалтинг" заключено дополнительное соглашение к агентскому договору на прием и обработку платежей от населения от 01.03.2014.
30.09.2017 между ООО "Новая УК" и ООО "РЦ Консалтинг" заключено дополнительное соглашение к агентскому договору на прием и обработку платежей от населения от 01.01.2017, в соответствии с которым внесены в условия договора на оказание услуг и начислению, и приему платежей изменения: в п.1.2 договора внести следующие дополнения: "1.2.6. Работа по погашению задолженности с должниками, подготовка документов для судебного взыскания".
В суд апелляционной инстанции кроме того представлено дополнительное соглашение к указанному договору от 01.12.2017, согласно которому добавлен п.1.3 в следующей редакции: "агент во исполнение п.1.1 агентского договора обязуется от имени и за счет принципала за вознаграждение совершать юридические и иные действия (мероприятия), направленные на взыскание задолженности с физических лиц (далее услуги), являющихся должниками по договорам с принципалом (далее должники)ю Услуги могут быть оказаны в порядке приказного, искового (включая упрощенное) и /или исполнительного производства и определяются поручением принципала за период. Агент оказывает услуги самостоятельно, без привлечения третьих лиц. Принципал гарантирует, что на момент передачи агенту реестра задолженности у должников действительно имеется долг перед принципалом, который не погашен, не прощен, права требования о возврате задолженности не уступлены принципалом третьим лицам, не находится в залоге, принципалом не заключалось соглашений о прекращении обязательств по возврату задолженности или зачетом встречных требований, должники не находятся в состоянии банкротства."
Добавлен п.1.4 в следующей редакции: агент во исполнение п.п.1.1 осуществляет сбор денежных средств, собранных с населения и по взысканных по п.1.3, на расчетные счета агента для дальнейшего перечисления в пользу принципала.
Согласно ст.1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или выступал с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п.1).
В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношении с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало и должно было знать об ограничении полномочий агента (п.2).
Кроме того судебная коллегия отмечает, что истец, заключив агентские договоры, приобрел статус платежного агента, чья деятельность регулируется положениями Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", согласно п.1 ст.1 которого настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежей агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающий денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (п.1 ст.2).
Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п.2 ст.2).
Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц (п.3 ст.2).
Оператор по приему платежей -платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п.4 ст.2).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п.1 ст.3).
Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту (п.3 ст.3).
Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиков в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ст.4).
Согласно разъяснениям, данным в п.33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им нам праве собственности", внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3-6.1,7, 7.1, 8-10 статьи 155 ЖК РФ, п.1 ст.408 ГК РФ).
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации в письме от 05.02.2016 N05-06-05/1/5921 разъяснило, что в соответствии с частями 1,4,14.16 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей на основании заключенного с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщика в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке.
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что истец ООО "РЦ Консалтинг" вправе взыскивать задолженность за жилищно-коммунальные услуги с собственников жилых помещений в многоквартирном доме для последующего перечисления денежных средств поставщикам услуг и управляющим организациям, в связи с чем иск подан уполномоченным лицом.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановилзаконное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иной оценке доказательств, но не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Ленинского районного суда Тульской области от 22.04.2019 по доводам апелляционной жалобы Королевой И.А.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Тульской области от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Королевой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.