Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В, Юрковой Т.А,
при секретаре Карловой Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное делопо апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район Тульской области на решение Заокского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года по административному исковому заявлению Титовой Р.И. к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, судебная коллегия
установила:
Титова Р.И. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований ссылалась на тот факт, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 542 кв.м с кадастровым номером "... ", предоставленный на землях населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: "... ".
В 2018 году Титова Р.И. обратилась в администрацию МО Заокский район с заявлением о получении разрешения на строительство, представив при этом необходимые документы. Из сообщения от 08.06.2018 N 11-21/4232 администрации МО Заокский район следует, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация - о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон. При подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "... " было установлено, что испрашиваемый земельный участок фактически расположен в границах санитарно-защитной зоны объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения, установленной на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов", а также отображенной в соответствии с действующим законодательством в правилах землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района.
11 января 2019 г. административным истцом Титовой Р.И. в администрацию МО Заокский район в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" было подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Администрацией муниципального образования Заокский район в уведомлении от 18 января 2019 г. N 19 указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с наличием следующих ограничений: земельный участок с кадастровым номером "... " в соответствии с правилами землепользования и застройки МО Малаховское Заокского района расположен в границах санитарно-защитной зоны объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения, установленной на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Вместе с тем, из сообщения "... " от "... " г. следует, что по сведениям Единого государственного реестра права в д. Малахово Заокского района Тульской области санитарно-защитные зоны не установлены; земельный участок с кадастровым номером "... " не имеет ограничений (обременений) в праве пользования в виде каких-либо санитарно-защитных зон.
Просит суд признать незаконным уведомление администрации муниципального образования Заокский район от 18 января 2019 года N 19 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в отношении, выданного по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или садового дома; обязать администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области рассмотреть в установленном законом порядке уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданное Титовой Р.И. 11.01.2019 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ".
В судебное заседание административный истец Титова Р.И. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомила.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Морданова Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, а также отзыв на административное исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером "... " в соответствии с правилами застройки и землепользования МО Малаховское Заокского района расположен в границах санитарно-защитной зоны объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения, установленной на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарной - защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Решением Заокского районного суда Тульской области от 26 марта 2019 года постановлено:
административный иск Титовой Р.И. к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, изложенное в уведомлении от 18 января 2019 года N 19 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым N "... ", расположенного по адресу: "... ", принадлежащего на праве собственности Титовой Р.И..
Обязать администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области рассмотреть в установленном законом порядке уведомление Титовой Р.И. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства иди садового дома в отношении земельного участка с кадастровым N "... ", расположенного по адресу: "... ".
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Титовой Р.И, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район Тульской области.
Выслушав представителя административного истца Титовой Р.И. по доверенности Мордановой Е.В, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Титова Р.И. является собственником земельного участка площадью 542 кв.м с кадастровым номером "... ", предоставленного на землях населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: "... ".
11 января 2019 г. Титова Р.И. подала в администрацию МО Заокский район уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с требованиями ст. 51.1 ГрК РФ.
18 января 2019 года администрацией муниципального образования Заокский район в уведомлении N 19 указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с наличием следующих ограничений: земельный участок с кадастровым номером "... " в соответствии с правилами землепользования и застройки МО Малаховское Заокского района расположен в границах санитарно-защитной зоны объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения, установленной на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Полагая свои права нарушенными, Титова Р.И. обратилась с настоящим иском в Заокский районный суд Тульской области.
Проанализировав положения норм действующего законодательства, установив, что обстоятельства нахождения спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне ООО "СПК "Малахово" не подтвердились, суд первой инстанции пришел в выводу о том, что обстоятельства, положенные в основу оспариваемого уведомления, не могут служить основанием для последовавшего отказа, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на представленных сторонами доказательствах и подлежащих применению нормах материального права.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность указанных обстоятельств с достоверностью установлена по настоящему делу.
Согласно пп. 1.1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на проведение реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04.08.2018) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осмотр зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно пп.2 п.7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пп.2 п.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 СанПиН).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и далее по тексту ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
С учетом приведенных норм, а также анализа положений названных нормативных правовых актов отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Сведения о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию, а также о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений в силу части 4 статьи 56 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) подлежат включению в Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.
На территории д. Малахово Заокского района Тульской области располагается предприятие ООО "СПК "Малахово", занимающееся животноводством.
Между тем, администрацией муниципального образования Заокский район в обоснование своей позиции о законности оспариваемого уведомления, в материалы дела документы, подтверждающие сведения об установлении санитарно-защитной зоны для ООО "СПК "Малахово", а также ограничений в использовании земельного участка в связи с наличием такой зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не представила ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Согласно заключению "... " от "... " по сведениям Единого государственного реестра права в д. Малахово Заокского района Тульской области санитарно-защитные зоны не установлены; земельный участок с кадастровым номером "... " не имеет ограничений (обременений) в праве пользования в виде каких-либо санитарно-защитных зон.
Указанные обстоятельства подтверждаются и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и об объекте недвижимости от "... " N "... " в отношении земельного участка с кадастровым номером "... ", которая сведений о том, что участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории не содержит.
Согласно правилам землепользования и застройки МО Малаховское Заокского района (решение Собрания представителей МО Заокский район от 30.10.2017 N 65/347) земельный участок с кадастровым номером "... " расположен в территориальной зоне - Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). Санитарно-защитная зона ООО "СПК "Малахово" не установлена.
Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора по Тульской области от "... " N "... ", от "... " N "... " Управлением санитарно-эпидемиологические заключения и решения по установлению санитарно-защитной зоны для ООО "СПК "Малахово" не оформлялись, сведения о включении земельного участка с кадастровым номером "... " в границы ориентировочной санитарно-защитной зоны ООО "СПК "Малахово" отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал решение администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, изложенное в уведомлении от 18 января 2019 года N 19 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым N "... ", расположенного по адресу: "... ", принадлежащего на праве собственности Титовой Р.И, незаконным и возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке уведомление Титовой Р.И. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства иди садового дома в отношении земельного участка с кадастровым N "... ", расположенного по адресу: "... ".
Суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства дела и применил названные нормы федерального законодательства, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заокский район Тульской области от 26 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования Заокский район - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.