СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 17 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе УПФР в городе... Республики Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 марта 2019 года, по которому
требования С. удовлетворены;
на Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.... Республики Коми (межрайонное) возложена обязанность включить С. в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера с учетом стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период прохождения военной службы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с "Дата обезличена".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с исковым заявлением к УПФР в городе... Республики Коми о перерасчете пенсии с включением в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода службы в армии с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", а также учебы в Ухтинском индустриальном институте с "Дата обезличена" по "Дата обезличена". Впоследствии от исковых требований в части включения периода обучения в стаж работы истец отказался.
В обоснование требований о включении в стаж работы периода службы в армии С. указал, что решением ответчика от "Дата обезличена" ему отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. Истец с указанным решением не согласен, поскольку в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" он проходил срочную военную службу по призыву в войсковой части, расположенной в г. Мирный Архангельской области, после увольнения со службы трудоустроен в "... " комбината "... " г. Воркута. В связи с чем, полагает, что ответчик должен включить период службы в армии в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы в указанных местностях.
Истец в судебное заседание не явился, его интересы в суде представлял по доверенности С., который на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в городе... Республики Коми просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ при имеющейся явке лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С. в период со "Дата обезличена" является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
"Дата обезличена" истец обратился в ГУ - УПФР в городе... Республики Коми с заявлением о перерасчете пенсии в связи с установлением повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом военной службы по призыву в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в г. Мирный Архангельской области.
Решением ответчика от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера (... лет... месяца... дней при необходимом 15 лет).
Судом установлено, что в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" С. проходил действительную срочную службу по призыву в войсковой части "Номер обезличен", которая дислоцировалась в указанный период в г. Мирный Архангельской области.
После увольнения с военной службы, "Дата обезличена" истец трудоустроен электрогазосварщиком четвертого разряда Управления "... " комбината "... " г. Воркута.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд, руководствуясь положениями статьи 12, части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", исходил из того, что поскольку истец проходил действительную срочную службу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера и в течение трех месяцев после увольнения в запас устроился на работу в организацию, расположенную в районах Крайнего Севера, он имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет) в повышенном размере с учетом спорного периода.
В апелляционной жалобе УПФР в городе Ухте выражает несогласие с решением суда, указывая, что нормы постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 не могут применяться для установления фиксированной выплаты, поскольку данного понятия в период службы истца в армии предусмотрено не было, в связи с чем ухудшения в реализации его пенсионных прав не наступило. Действующее пенсионное законодательство также не предусматривает возможность учета военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судебная коллегия находит эти доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Применение ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривавшего, в том числе, исчисление стажа в полуторном и двойном размере, включение в стаж периодов срочной военной службы и т.д, в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" допускается только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, но не в целях расчета размера пенсии.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.
За лиц проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях страховые взносы в пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались.В соответствии с частями 4,6 статьи 17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Исходя из толкования указанных норм, периоды службы в армии не могут рассматриваться как осуществление трудовой деятельности и, соответственно, давать право на включение спорного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 12 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и пунктом 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1015 от 2 октября 2014 года, введенных в действие с 1 января 2015 года, исчисление страхового стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). В них законодатель предусмотрел увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии гражданам, длительное время работавшим в районах Крайнего Севера, и закрепил в этих же целях порядок подсчета стажа. Понятие фиксированного базового размера (базовая часть пенсии) страховой части трудовой пенсии впервые введено в пенсионное законодательство в 2001 году (Федеральный закон N173-ФЗ), а повышенный фиксированный базовый размер для лиц, проработавших в районах Крайнего севера, был установлен Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ.
Следовательно, при осуществлении трудовой деятельности истец не мог рассчитывать на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, т.к. данного понятия в период работы истца не существовало, следовательно, ухудшения в реализации пенсионных прав истца не наступило.
Исходя из изложенного требование истца об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по правилам частей 4 и 6 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года не основано на законе, поскольку необходимого для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии пятнадцатилетнего календарного стажа работы в районах Крайнего Севера у истца не имеется, следовательно, право на повышенный фиксированный базовый размер у истца отсутствует.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О и др.).
В соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", солдатам, матросам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в приравненных к районам Крайнего севера время их действительной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере.
Таким образом, данным положением назван порядок исчисления трудового стажа в целях назначения пенсий, устанавливаемых на льготных условиях, в том числе пенсии в связи с работой на Севере.
Соответственно военная служба по призыву до 01.01.1992 года может быть включена в стаж работы на Севере только в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение.
Включение периодов службы в специальный "северный" стаж для установления повышенной фиксированной выплаты не предусмотрено как действующим, так и ранее действующим законодательством в связи с чем, выводы суда первой инстанции не могут быть признаны обоснованными.
Исходя из изложенного требования истца об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по правилам частей 4 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ не основаны на законе.
Решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 марта 2019 года отменить, вынести по делу новое решение, С. в иске к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.... Республики Коми (межрайонное) о включении периода службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для последующего перерасчета пенсии отказать.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.