СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М,
судей Пристром И.Г, Шадлова А.А,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 05 августа 2019 года административное дело по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 14 июня 2019 года, которым
административное исковое заявление Гераськина ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", равной их рыночной стоимости, взыскании судебных расходов, удовлетворено частично.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2015 года в размере 574000 (пятьсот семьдесят четыре тысячи) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2015 года в размере 199000 (сто девяносто девять тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2015 года в размере 205000 (двести пять тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2015 года в размере 198000 (сто девяносто восемь тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2015 года в размере 232000 (двести тридцать две тысячи) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2015 года в размере 470000 (четыреста семьдесят тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 сентября 2015 года в размере 149000 (сто сорок девять тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 декабря 2015 года в размере 450000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Гераськина ФИО11 о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 мая 2019 года.
Указано, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен".
Взысканы с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Гераськина Владимира Владимировича судебные расходы по оплате услуг оценщика в размере 40000 рублей, по оплате юридических услуг в размере 3000 рублей и по уплате государственной пошлины в сумме 2400 рублей, а всего в сумме 45400 рублей.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гераськин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости восьми объектов недвижимости, приведенных выше. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником данных объектов недвижимости, установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно отличается от их рыночной стоимости и оказывает влияние на размер налоговых платежей. В подтверждение доводов представлен отчет N 27-6/03/19 от 24 апреля 2019 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ФИО12
Определением судьи от 23 мая 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Коми.
Административный истец Гераськин В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений Жохов А.В, представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Ерофеев Д.А. в судебном заседании право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, не оспаривали ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", равной их рыночной стоимости, не возражали. При этом в части взыскания судебных расходов исковые требования не признали.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства своего представителя для участия в судебном заседании не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд, с учётом требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело при имеющейся явке лиц и принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права в части взыскания с данного юридического лица судебных расходов, и рассмотрения дела без привлечения надлежащего ответчика, с которого подлежали взысканию судебные расходы - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что Гераськин В.В. является собственником объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; нежилого помещения с кадастровым номером "Номер обезличен", общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
Административный истец Гераськин В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года N 329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, в том числе минимальные (средние) значения удельных показателей кадастровой стоимости.
Актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 22 мая 2017 года N 11/301/17-16979/1, принятым филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, определена кадастровая стоимость всех выше приведенных объектов недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Сведения о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 мая 2017 года.
В качестве доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости, административным истцом представлены отчет N 27-6/03/19 от 24 апреля 2019 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ФИО13, согласно которому установлена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", проанализировав представленные доказательства относительно установленных по делу обстоятельств и требований закона, пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости на основании представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который не оспаривался сторонами по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции, приняв во внимание факт удовлетворения заявленных требований в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, а также значительное превышение (более чем в два раза) утвержденной кадастровой стоимости по сравнению с рыночной, свидетельствующее о существенном нарушении прав и законных интересов административного истца, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 11 июля 2017 года N 20-П, пришел к правильному выводу о необходимости частичного возмещения понесенных административным истцом судебных расходов - расходов на представителя в размере 3 000 руб, по уплате государственной пошлины в размере 2 400 руб, и по оплате услуг оценщика в размере 40 000 рублей.
Данный размер никем по делу не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и подтверждены совокупностью представленных доказательств.
Доводы жалобы, в которой заявитель указывает о нарушении судом процессуальных требований закона, выразившихся в непривлечении к участию в деле Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в качестве административного ответчика, являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений было привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика, его представитель участвовал в судебном заседании.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми является надлежащим ответчиком по настоящему делу и судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о взыскании судебных расходов с данного учреждения, поскольку они сделаны на основании правильного применения норм материального и процессуального права, и согласуются с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким органом по настоящему делу является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми. Указанное следует из статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 и приказа Росреестра от 12 мая 2015 года Nп/210, согласно которому Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости только в отношении вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
С учетом того, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми наделено полномочиями по осуществлению функций по государственной кадастровой оценке, и, более того, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была определена на основании актов, составленных ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, суд первой инстанции, правильно определив круг лиц, участвующих в деле, рассмотрел дело с привлечением в качестве административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Коми от 14 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.