Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Бзегежевой Н.Ш,
судей Мамия М.Р, Тхагапсовой Е.А,
при секретаре Духу К.З,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Гусейновой ФИО17 к Военному Комиссариату Республики Адыгея, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника, удовлетворить частично.
Взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Гусейновой ФИО18 расходы на изготовление и установку надгробного памятника в размере "данные изъяты" рубля, судебные расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" копеек.
В остальной части исковых требований Гусейновой ФИО19 к иному комиссариату Республики Адыгея о взыскании компенсации морального вреда, а также взыскании расходов по оплате госпошлины в размере, превышающем "данные изъяты" копеек, отказать.
В удовлетворении исковых требований Гусейновой ФИО20 к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов по оплате госпошлины и компенсации морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гусейнова М.А. обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Военному комиссариату Республики Адыгея, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника.
В обоснование своих исковых требований указала, что в целях увековечения памяти участника Великой Отечественной Войны Голенко В.Н, за её денежные средства был изготовлен и установлен надгробный памятник. Сумма расходов, которые она понесла на выполнение указанных действий, составила "данные изъяты" рубля. В последующем, 29.09.2017 года, она обратилась в военный комиссариат для компенсации понесенных расходов, представила все необходимые документы и заявление, однако до настоящего времени ответчиками не исполнена обязанность по компенсации понесенных ей расходов, в виду чего, просит взыскать с надлежащего ответчика сумму в размере "данные изъяты" руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере "данные изъяты" руб, компенсацию морального вредя в размере "данные изъяты" рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. и оплате услуг представителя в размере 10 "данные изъяты" руб.
Впоследствии истец отказалась от иска в части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, и производство в данной части было прекращено.
Суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Республики Адыгея просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Гусейновой М.А.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности Гудзь Г.Н. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, и принять новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Полагает, что Гусейнова М.А, действуя в сговоре со своим отцом Назаровым А.Г, существенно завысила стоимость установленных ими памятников, что сам Назаров А.Г. только устанавливает памятники, а изготовлением памятников занимается ИП Скорев В.Д. Считает, что судом не были исследованы обстоятельства, касающиеся волеизъявления родственников умершего Голенко В.Н. относительно изготовления и установки надгробного памятника, а также факт не предоставления Гусейновой М.А. подлинника свидетельства о смерти и удостоверения участника Великой Отечественной войны, которая родственником Голенко В.Н. не является. Апеллянт обращает внимание, что согласно положениям статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", пунктам 36, 37 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N5 (ред. от 15.06.2015) "Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников следует, что заказчиками по изготовлению и установке надгробных памятников являются прежде всего граждане - родственники или законные представители умерших, а иные организации не вправе навязывать гражданам оказание таких услуг либо непосредственно оказывать такие услуги без их согласия и без соблюдения установленного порядка.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Гусейновой М.А. Кислов Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей ответчика - без удовлетворения.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений, заслушав представителя ответчика Рогачева С.Н, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Голенко ФИО21, умерший ДД.ММ.ГГГГ года, являлся участником Великой Отечественной войны, захоронен в г. Майкопе на кладбище в квартале П-12, участок N 33, ряд 48, место N 621, при этом истец Гусейнова М.А. самостоятельно взяла на себя обязанность по увековечению его памяти и установилана его могиле за свой счет надгорбный памятник и оплатила за выполнение указанных работ "данные изъяты" рубля.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника, суд первой инстанции исходил из того, что Гусейнова М.А, как лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле участника Великой Отечественной войны и оплатившее выполнение этих работ, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 12.01.1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" вправе требовать от Военного комиссариата Республики Адыгея и Министерства обороны Российской Федерации возмещения расходов, понесенных ею в связи оплатой работ по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле участника Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 года
N5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, и установкой надгробного памятника, изготовлением возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно ч.1 п. 1 подп. "а" ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В силу ст. 5 данного Закона умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (ст. 6 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).
Из смысла вышеуказанных норм материального права следует, что привлечение сторонних лиц к организации по изготовлению и установке памятника на могиле умершего участника Великой Отечественной войны, возможно лишь при отсутствии волеизъявления умершего либо документально подтвержденного мотивированного отказа его родственников или законных представителей от установки памятника на могиле умершего. Кроме того, в случае отсутствия родственников или законных представителей, а также в случае их письменного отказа взять на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших) военные комиссариаты организуют изготовление и установку надгробных памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако установлено, что, Гусейнова М.А, обращаясь в Военный комиссариат Республики Адыгея с заявлением о компенсации расходов по изготовлению и установке памятника, а также в суд с исковым заявлением о взыскании указанных расходов, не представила каких-либо документов, подтверждающих отказ родственников погибшего в Вов или законных представителей от установки памятника на его могиле. При этом в военный комиссариат с вопросом об организации изготовления и установке надгробного памятника Голенко В.Н, в том числе, по согласованию его сметы, истец не обращалась, допустимых доказательств, опровергающих установленные фактические обстоятельства, суду не представила.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что Гусейнова М.А. не может быть признана лицом, уполномоченным на совершение действий по изготовлению и установке надгробного памятника, и не вправе требовать компенсации расходов по изготовлению и установке надгробного памятника ветерану Великой Отечественной войны.
В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Тот факт, что договор на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле участника Великой Отечественной войны Голенко В.Н. был заключен Гусейновой М.А. с Назаровым А.Г, который приходится ей отцом, свидетельствует о наличии у истца иной заинтересованности, является злоупотреблением правом и не соответствует целям увековечения памяти участников Великой Отечественной войны для осуществления которых членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по изготовлению и установке надгробных памятников.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Гусейновой М.А. о взыскании расходов по изготовлению и установке надгробного памятника, поскольку она не относится к категории лиц, которым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 12.01.1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" могут быть компенсированы расходы по изготовлению и установке надгробных памятников на могилах участников Великой Отечественной войны.
Согласно ч.2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное применение норм материального права.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения заявленных Гусейновой М.А. исковых требований в виду допущенных нарушений норм материального права с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении иска о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года по делу по иску Гусейновой ФИО22 к Военному комиссариату Республики Адыгея и Министерству обороны Российской Федерации в части удовлетворения исковых требований о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника, расходов по оплате государственной пошлины - отменить.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гусейновой ФИО23 к Военному комиссариату Республики Адыгея и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника, расходов по оплате государственной пошлины - отказать.
В остальной части то же решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий Н.Ш. Бзегежева
Судьи М.Р. Мамий
Е.А. Тхагапсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.