Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Мейстер В.М,
судей - Панеш Ж.К. и Шишева Б.А,
при секретаре - Лобановой Е.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-553/19 по апелляционной жалобе истца Кононов А.В. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11.02.2019 которым с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
в удовлетворении иска Кононов А.В. к Контрольно-счетной палате Республики Адыгея о признании приказов о дисциплинарном взыскании и заключений по результатам служебных проверок незаконными отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Мейстер В.М, объяснения истца Кононова А.В, его представителя Суязова А.И. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчиков Стаценко П.П. и Бешкок З.П. (по доверенности), полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кононов А.В. обратился с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Контрольно-счетной палате Республики Адыгея об оспаривании заключений служебных проверок и приказов о дисциплинарном взыскании.
В обоснование указал, что замещает должность государственной гражданской службы Республики Адыгея ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению. Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ к нему применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнения возложенных должностных обязанностей, выразившихся в недостаточном принятии мер по оперативному и полному решению проблем возникших при работе с официальным сайтом федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно - необеспечение полноценного доступа Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея к официальному сайту федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей, в частности, выявленных недостатков по информационному наполнению официального сайта, установленных в ходе мониторинга информационного накопления сайтов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и портала Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в сети "Интернет" - неразмещение на сайте Контрольно-счетной палаты сведений об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палате Республики Адыгея в 2017 году.
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора с удержанием из заработной платы за время отсутствия на рабочем месте за октябрь месяц 2018 года пропорционально отработанному времени, по факту отсутствия ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте в период времени с 14.00 до 18.00 часов.
Считает применение дисциплинарных взысканий незаконными, так как работодателем не представлены доказательства его виновности в выявленных нарушениях и того, что совершенные им дисциплинарные проступки в действительности имели место и моги являться основанием для применения дисциплинарных взысканий.
При этом работодателем не учтены данные, характеризующие личность, его отношение к труду, стаж работы и наличие поощрений.
Кроме того, комиссия не установилафакт причинения вреда работадателю в результате якобы совершенных им дисциплинарных проступков. Комиссией не учтены его объяснения о том, что он не был проинформирован об изменении с ДД.ММ.ГГГГ порядка доступа должностных лиц, ответственных за размещение информации, к закрытой части федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", и перечнем необходимых мероприятий для бесперебойной работы на Портале. В результате доступ был заблокирован. В связи с поручением начальника отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению Бешкока З.П. от ДД.ММ.ГГГГ уже ДД.ММ.ГГГГ установлены причины невозможности размещения информации на Портале, и для возобновления доступа сообщено о необходимости приобрести программное средство криптозащиты информации ViPNet 4.2. Прямых указаний о приобретении ViPNet 4.2 он не получил.
ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ об обеспечении в срок до ДД.ММ.ГГГГ доступа к Порталу.
ДД.ММ.ГГГГ администратором Портала открыт временный доступ Бешкоку З.П. к закрытой части с возможностью размещения информации на и её публикацией.
Несмотря на докладную записку от ДД.ММ.ГГГГ на имя Председателя Контрольно-счётной палаты Республики Адыгея о необходимости установки программного обеспечения ViPNet 4.2, до настоящего времени оно не приобретено, сертификат доступа к Порталу удостоверяющим центром министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не выпущен, работа на Портале ФИО7 обеспечена лишь в режиме временного доступа.
Полагает, что приказ о дисциплинарном взыскании N-к от ДД.ММ.ГГГГ вынесен за пределами срока привлечения к ответственности, а именно, отсутствие доступа к Порталу обнаружено ДД.ММ.ГГГГ, устное поручение о восстановлении доступа дано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, дисциплинарное ответственность должна бить применена не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
По его мнению, вина в неразмещении на сайте сведений об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея в 2017 году, отсутствует, в связи с тем, что данные сведения ему не предоставлялись. Меры дисциплинарного взыскания за данное нарушение должны быть осуществлены в месячный срок, т.е. до июня 2018 года, а его привлекли к ответственности за пределами сроков привлечения - ДД.ММ.ГГГГ.
Привлечение к дисциплинарной ответственности за прогул ДД.ММ.ГГГГ полагает излишне суровым, поскольку не учтено, что он отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине. О своем отсутствии проинформировал заместителя руководителя и начальника отдела, однако их согласия не получил. Отсутствие руководителя по объективным причинам не позволило ему получить разрешение отсутствовать на рабочем месте с 14.15 до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ.
Обращает внимание, что в нарушение положений ст.59 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная проверка в отношении него проведена без привлечения профсоюзного органа.
Действиями работодателя ему причинены нравственные страдания, компенсацию морального вреда оценивает в размере 30 000 рублей по каждому случаю незаконного привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Просил суд отменить оспариваемые приказы, признать заключения служебных проверок незаконными, взыскать с Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея в его пользу компенсацию морального вреда в размере 90 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать.
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционных жалобах Кононов А.В, не соглашаясь с решением суда, просит об его отмене, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового - об удовлетворении его требований. Не соглашается с оценкой суда, данной предоставленным доказательствам, а именно его объяснениям, данных в ходе проведенных служебных проверок. Ссылается на нарушение порядка и срока привлечения к дисциплинарной ответственности.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кононов А.В. принят на государственную гражданскую службу Республики Адыгея на должность ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению с ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ издан приказ N-К (л.д. 10).
Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего Республики Адыгея замещающего должность государственной гражданской службы Республики Адыгея - ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок и нормы Кодекса этики и служебного поведения контрольно-счетных органов РФ и нормы Кодекса этики служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Адыгея.
Кроме того, согласно квалификационным требования, предъявляемым к должности, занимаемой истцом, государственный служащий должен обладать профессиональными знаниями, в том числе знать и применять постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, связанные с обеспечением техничекой защиты информации, в соответствии с пунктом 12 регламента на ведущего консультанта отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению возложена обязанность осуществлять программное, техническое, материальное обеспечение информационных систем и оргтехники, в том числе программных продуктов, взаимодействию с центрами информации Счетной палаты РФ, осуществляет сопровождение справочных правовых систем семейства, эксплуатируемых в Контрольно-счетной палате Республики Адыгея, участвует в ведении официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея в сети общего доступа "Интернет".
За невыполнение норм должностного регламента и невыполнение или ненадлежащее выполнение поручений Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, его заместителя и начальника отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению, за нарушение служебного распорядка (правил внутреннего трудового распорядка), предусмотрена ответственность (16-25).
Пунктом 6.1. Служебного распорядка Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, утвержденного распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N, в Контрольно-счетной палате Республики Адыгея установлена пятидневная рабочая (служебная) неделя с двумя выходными днями - суббота и воскресенье. Продолжительность ежедневной работы (службы) - 8 часов 12 минут, начало работы (службы) в 9 часов, окончание - в 18 часов, перерыв с 13 часов до 13 часов 48 минут.
Также из материалов дела следует, что по факту выявленного отсутствия доступа к закрытой части федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", создавшего препятствия к размещению информации начальником отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ назначена служебная проверка, по результатам которой издан приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, которым к истцу Кононову А.В. объявлено замечание.
Приказом руководителя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея N от ДД.ММ.ГГГГ на ведущего консультанта Кононова А.В. возложена обязанность по своевременному информационному наполнению официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея в соответствии с Методическими рекомендациями по информационному наполнению официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет конртольно-счетными органами, одобренными Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ ДД.ММ.ГГГГ.
По предварительным результатам мониторинга информационного наполнения сайтов контрольно- счетных органов субъектов РФ и портала Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов РФ в сети Интернет, поступивших в Контрольно-счетную палату Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ, выявлена неполнота сведений, подлежащих размещению на официальном сайте, а именно отсутствие информации об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея в 2017 году, в связи с чем приказом N -к от ДД.ММ.ГГГГ назначена служебная проверка. По результатам служебной выявлен факт неразмещения сведений об использовании (расходовании) средств, выделенных Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея в 2017 году, и издан приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о применении к Кононову А.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Факт отсутствия истца ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте с 14.20 до 18.00 подтверждается докладной запиской заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, актом об отсутствии на рабочем месте от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями Кононова А.В, сведениями, содержащимися в табеле учета использования рабочего времени за период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 143-145, 148).
На основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ проведена служебная проверка в отношении Кононова А.В. по вопросу несоблюдения служебной дисциплины на государственной гражданской службе, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение, содержащее предложение применить к Кононову А.В. дисциплинарное взыскание за отсутствие ДД.ММ.ГГГГ на служебном месте без уважительных причин (л.д. 140-141).
Приказом N - К от ДД.ММ.ГГГГ на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Наличие перечисленных выше обстоятельств, сторонами не оспаривается.
Разрешая исковые требования Кононова А.В. о признании незаконными и заключений по результатам служебных проверок и приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и их отмене, с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств в виде объяснений сторон, письменных доказательств, руководствуясь положениями ст. ст. 15, 56 - 59, 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", учитывая положения должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Адыгея замещающего должность государственной гражданской службы Республики Адыгея - ведущего консультанта отдела в аппарате Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарных взысканий, поскольку факты неисполнения истцом возложенных на него должностных обязанностей по обеспечению доступа должностных лиц, ответственных за размещение информации, к закрытой части федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", наполнению официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея, а также служебного распорядка, выразившегося в отсутствии на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 20 минут до 18 часов 00 минут без уважительных причин, подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности и оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу дисциплинарного взыскания. и отсутствия на рабочем месте нашли свое подтверждение
Оценивая соответствие тяжести совершенных проступков примененному взысканию, суд первой инстанции учел, что к истцу, за не принятие своевременных мер для предоставления доступа к закрытой части Портала, повлекшее невозможность работы ответственного должностного лица на Портале, что является нарушением должностных обязанностей, Кононову А.В. объявлено замечание;
- за выявленные в ходе мониторинга недостатки по информационному наполнению официального сайта Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея - не сведений о расходовании средств республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты за 2017 год, что является ненадлежащим исполнением возложенных должностных обязанностей, Кононову А.В. объявлен выговор;
- за совершение прогула ДД.ММ.ГГГГ, что является грубым нарушением должностных обязанностей, которое может повлечь расторжение служебного контракта представителем нанимателя и увольнение с гражданской службы по пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Проверяя порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, установленные ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе месячный срок со дня обнаружения проступка и шестимесячный срок со дня его совершения, с учетом периодов проведения служебных проверок, суд первой инстанции пришел к выводу об их соблюдении ответчиком.
Доводам истца о нарушении требований частей 3 и 4 статьи 59 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при проведении в отношении него служебных проверок, а именно неучастие в служебных проверках представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также неуведомление его об отсутствии в Контрольно-счетной палате Республики Адыгея выборного профсоюзного органа, суд первой инстанции дал верную правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия по гражданским делам.
Вопреки доводам жалобы, дисциплинарные взыскания в отношении истца применены ответчиком с учетом тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующих результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении ответчиком срока привлечения к дисциплинарной ответственности и неправильном определении дня обнаружения проступка были предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем не влекут отмену постановленного судом решения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, иное толкование закона и не влияют на правильность выводов суда о нарушении истцом служебного распорядка как основание его привлечения к дисциплинарной ответственности.
При этом судебная коллегия учитывает, что правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и с учетом положений ст. 11 Трудового кодекса РФ действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на государственных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Учитывая, что положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ перед применением к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания предусматривают проведение служебной проверки как гарантии, направленной на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием наложения дисциплинарного взыскания, и на предотвращение его необоснованного применения, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае на момент инициирования проведения служебной проверки месячный срок со дня обнаружения и шестимесячный срок со дня совершения дисциплинарного проступка - не обеспечения доступа должностных лиц, ответственных за размещение информации, к закрытой части федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" не истек, поскольку он является длящимся - поскольку истцом не предпринималось необходимых мер по устранению с момента обнаружения - ДД.ММ.ГГГГ до издания приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, соблюдены, выводы о характере проступка как дисциплинарного, влекущего возможность применения взыскания, изложены по результатам проведенной служебной проверки в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, то вывод суда о том, что на момент издания приказа N от ДД.ММ.ГГГГ положения ч. 4 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ ответчиком соблюдены, является правильным.
Судом первой инстанции принято во внимание, что факт устных распоряжений о принятии мер к устранению недостатков, данных начальником отдела по правовому, кадровому, организационному и информационному обеспечению ДД.ММ.ГГГГ Кононовым А.В. не оспаривается, а действия, направленные на их устранение ничем не подтверждены.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе истца не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий - В.М. Мейстер
судьи - Ж.К. Панеш
Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.