Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 24-АЛА19-4 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М,
при секретаре - Лобановой Е.М,
с участием прокурора - Аутлева А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бегеретовой "данные изъяты" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании в части нормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Бегеретова Н.Х. обратилась с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими со дня принятия пунктов 415, 744, 374 "Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определена как кадастровая стоимость", утвержденных Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 года N 296, от 29.12.2017, N 332, от 29.12.2018 N 364.
В обоснование заявленных требований Бегеретова Н.Х. указала, что является собственником объекта недвижимости - здания столовой N площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Приказами административного ответчика N 296 от 27.12.2016, N 332 от 29.12.2017, N 364 от 29.12.2018 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость на 2017 - 2019 годы.
В названные Перечни под порядковыми номерами 415, 744 и 374 включен объект капитального строительства с кадастровым номером N, именуемый "здание столовой N".
Административный истец полагает, что указанный объект капитального строительства включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость без фактического обследования здания необоснованно, поскольку объект не соответствует критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Бегеретовой Н.Х. - Тлишев Д.М. поддержал уточненные требования административного истца, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - Матыжев Х.А. полагал административный иск неподлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, спорный объект предусматривает размещение объектов общественного питания и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект - "для размещения здания столовой N для общего пользования (уличная сеть)", что делает правомерным включение объекта в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Прокурор Аутлев А.М. в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку внесение спорного объекта в Перечень соответствует требованиям закона.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 N 296 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Адыгея, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 года, согласно пункту 415 которого налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объекта с кадастровым номером N.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 N 332 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год", этот же объект недвижимости с кадастровым номером N, включен пунктом 744, а приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2018 N 364 объект включен "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год" пунктом 374.
Названные Приказы приняты Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах полномочий Комитета с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Приказы размещены на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru 28.12.2016, 29.12.2017 и 29.12.2018.
Как следует из представленной в суд выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером 01:08:05:18010:65 расположен на земельном участке с кадастровым номером N, который относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения здания столовой N, для общего пользования (уличная сеть).
Согласно выписке ЕГРН Бегеретова Н.Х. имеет на праве собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером N, который является нежилым зданием, имеет наименование столовая N.
Анализ сведений об объекте недвижимости позволяет сделать вывод, что здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения здания столовой N", имеет назначение "нежилое", наименование - "здание столовой N".
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве такового называет иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 поименованного Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
В соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 26.11.2014 года N 87-рс "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Майкоп" установлена ставка налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости налогообложения в размере 2% для объектов налогообложения, в частности, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предписывает уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то есть административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
При этом федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 года N 401-ФЗ, подлежащей применению с 1 января 2017 года, то есть при определении Перечней на 2018, 2019 годы: назначение, разрешенное использование или наименование нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На налоговый период 2017 года (до 01.01.2018) нежилое помещение подлежало включению в Перечень исключительно по его назначению в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривающих размещение перечисленных выше объектов (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Согласно техническому паспорту здания, расположенного в "адрес", составленному по состоянию на 24.03.2004, паспорт составлен на нежилое помещение здание столовой N площадью "данные изъяты" кв.м.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания недействующими пунктов 415, 744, 374 "Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определена как кадастровая стоимость", утвержденных Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 N 296, от 29.12.2017 N 332, от 29.12.2018 N 364, не имеется.
То есть в удовлетворении административного иска следует отказать.
Довод представителя административного истца о том, что в феврале 2017 года административным истцом был приобретен объект капитального строительства не пригодный к эксплуатации, требующий ремонта и фактически не используемый в качестве объекта общественного питания - столовой, а, следовательно, не отвечающий признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и критериям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, не может свидетельствовать об обоснованности заявленного административного иска, поскольку для включения объекта в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы, достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ. При этом совокупность предусмотренных данной статьей условий не требуется.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Бегеретовой "данные изъяты" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими со дня принятия пунктов 415, 744, 374 "Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определена как кадастровая стоимость", утвержденных Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 N296, от 29.12.2017 N 332, от 29.12.2018 N 364 в отношении объекта недвижимости - здания столовой с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.