Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б,
судей Гудковой Г.В, Евтушенко Д.А.
при секретаре Толоконниковой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 июня 2019 года по иску Андреева И. А, Андреевой Е. С. к Шушпановой Н. В, Поповой Н. А, Попову И. Л, Мурущуку С. А, Манухиной О. АнатО, Васильчик Е. И, Лагута Е. А, Куксовой И. А. о признании квартиры блоком.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреев И.А. и Андреева Е.С. обратились в суд с иском по тем основаниям, что они являются собственниками квартиры N в доме N по (... ). Фактически данная квартира представляет собой автономный жилой блок, входящий в состав многоквартирного дома блокированной застройки на 8 семей. Многоквартирный дом состоит из 8 блокированных секций, имеющих отдельные выходы на земельный участок, автономные системы инженерного оборудования. Земельный участок под домом, имеющий кадастровый номер (... ), фактически разделен в натуре, то есть у истцов и их соседей имеется самостоятельные огороженные земельные участки. 8-квартирный жилой дом отвечает всем признакам жилого дома блокированной застройки, каждый блок которого является изолированным, мест общего пользования с другим блоком не имеет. Просят учесть, что изначально дом строился как блокированная застройка, однако на учет был поставлен как многоквартирный дом. Ссылаясь на изложенное, истцы просили признать квартиру N, расположенную по адресу: (... ), автономным жилым блоком N в доме блокированной застройки, признать за ними право общей совместной собственности на автономный жилой блок N в доме блокированной застройки, расположенный по указанному адресу.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РК, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия; в качестве соответчиков Шушпанова Н.В, Попова Н.А, Попов И.Л, Мурущук С.А, Манухина О.А, Васильчик Е.И, Лагута Е.А, Куксова И.А.
Определением суда от 05.06.2019 прекращено производство по делу в части требований к администрации Петрозаводского городского округа.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласны истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить. В обоснование доводов жалобы указывают, что в решении со ссылкой по положения ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации судом указано о том, что для раздела земельного участка необходимо принятие решения всеми собственниками помещений в доме. Выражают несогласие с указанной позицией суда, отмечая, что в силу положений ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Отмечают, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должно осуществляться органами государственной власти или органами местного самоуправления. Сам факт того, что земельный участок под домом не сформирован, по мнению подателей жалобы, не является основанием к отказу в иске. Полагают, судом должен был быть разрешен вопрос о соответствии квартиры требованиям, предъявляемым к жилым автономным блокам.
Ответчики Васильчик Е.И, Манухина О.А, Куксова И.А. представили возражения на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Андреев И.А. и его представитель - Вайтулевич Г.Е, допущенный судебной коллегией к участию в деле по ходатайству истца, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Ответчик Манухина О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены. Учитывая положения ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, материалы дела N, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что Андреев И.А. и Андреева Е.С. являются совместно собственниками квартиры N в доме N по (... ), собственниками иных квартир в доме являются ответчики, в частности Шушпанова Н.В. - N
N, Попова Н.А, Попов И.Л. - N, Мурущук С.А. - N, Манухина О.А. - N, Васильчик Е.И. - N, Лагута Е.А. - N, Куксова И.А. - N.
По сведениям ЕГРН дом, в котором расположены жилые помещения истцов и ответчиков, является многоквартирным, состоит на кадастровом учете с номером (... ).
Согласно разрешению на строительство N ООО " (... )" разрешено строительство блокированного жилого дома N, 2 этажа, 8 секций (квартир). Из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного Администрацией ПГО, следует, что построен жилой дом - 8 секций (8 квартир).
Истцами не оспаривается тот факт, что ими на основании договора купли-продажи квартиры от (... ) приобретена в собственность именно квартира, общей площадью - (... ) кв.м.
В соответствии с ч.1 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям как объектам прав относятся жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком доме (ч.2 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации к объектам, входящим в общее имущество многоквартирного дома, относятся: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 16, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", ст.ст. 1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Свода правил 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" (Актуализированная редакция Строительных норм и правил 31-01 -2003 "Здания жилые многоквартирные"), Свода правил 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные" (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003), Свода правил 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" если блоки (секции) здания не имеют общего имущества (помещений, конструкций (кроме стен соседних блоков), инженерных сетей) и расположены на отдельных земельных участках, здание может быть отнесено к жилому дому блокированной застройки, в ином случае дом является многоквартирным. При этом наличие общего имущества в доме свидетельствует о необходимости создания условий для его эксплуатации всеми собственниками, что возможно обеспечить только с помощью правового режима управления многоквартирным домом, предусмотренного разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с заключением ООО " (... )" N квартира N жилого дома N по (... ) является жилым автономным блоком. В ходе рассмотрения дела данное заключение было поддержано экспертом (... )
Однако, судебная коллегия оценивает указанное заключение критически.
Наличие общего имущества в виде электрических сетей истцом в суде апелляционной инстанции не оспаривалось, подтверждено письменными материалами дела, проектной документацией, представленной в материалы дела, доказательств, опровергающих указанные обстоятельства истцом не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, правильно отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, не обоснованно не усмотрел оснований для исследования вопроса о наличии общих инженерных сетей, при том, что документы, необходимые для такого исследования имелись в материалах дела и также подтверждали отсутствие оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Анализируя приведенные положения действующего законодательства, суд пришел к выводу о том, что для отнесения жилого помещения к автономному жилому блоку, а здания к жилому дому блокированной застройки, необходимо не только отсутствие элементов общего имущества, но и расположение каждого блока на отдельном земельном участке.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N по (... ) расположен на земельном участке с кадастровым номером (... ), на нем же расположен иной многоквартирный дом N. То есть земельные участки не сформированы не только под принадлежащим истцу жилым помещением (по его мнению, блоком), но и под самим многоквартирным домом в целом. Суд правильно указал, что отсутствуют доказательства наличия юридической и фактической возможности раздела данного земельного участка с образованием отдельного земельного участка под жилым помещением истцов, признав вывод в заключении ООО " (... )" о возможности раздела участка преждевременным.
Установленные по делу обстоятельства подтверждают, что дом N по (... ), является многоквартирным, признакам дома блокированной застройки, состоящего из блоков, в понимании ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не отвечает.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Способы защиты нарушенных прав определены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Однако при рассмотрении настоящего гражданского дела истцы не представили доказательств нарушения своих прав существованием квартир в многоквартирном жилом доме.
Согласно ч.5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Какого - либо отдельного решения уполномоченного органа для этого не требуется, право возникает в силу закона.
Согласно представленным в материалы дела сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером (... ) поставлен на кадастровый учет (... ).
Таким образом, участок, занятый спорным многоквартирным домом в силу приведенных положений закона находится в общей долевой собственности истцов и ответчиков, независимо от его разрешенного использования. Порядок его использования определяется собственниками в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств дела, норм материального права, обоснованно исходил из того, что поскольку истцам на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, который имеет статус жилого помещения и является квартирой в многоквартирном доме, то оснований для признания одной из квартир жилым блоком в блокированном жилом доме не имеется, в отношении иных квартир такой вопрос собственниками не ставился.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05.06.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.