Судья Калужского областного суда Сидоренков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Рябининой Е.Ю. и Загрядской Е.А. на постановление судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 17 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 17 января 2019 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобах, поданных в Калужский областной суд, защитники ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Рябинина Е.Ю. и Загрядская Е.А. просят постановление Калужского районного суда Калужской области от 17 января 2019 года отменить как незаконное и необоснованное.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако законный представитель и защитники юридического лица в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалоб, прихожу к следующему.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 23.2 указанного Федерального закона под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Также Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ).
Согласно пунктов 12-14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе связанных с производством, передачей и распределением тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктами 13-15 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N860, учреждение и его подразделения осуществляют контроль организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ и несут ответственность за правильную эксплуатацию систем теплоснабжения и своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Калужского гарнизона с привлечением специалиста Приокского управления Ростехнадзора осуществлялось надзорное сопровождение мероприятий по эксплуатации подразделениями ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ объектов теплоснабжения в отопительном периоде 2018 - 2019 годов, а также на основании решения о проведении проверки N442 проведена проверка, предметом которой являлось соблюдение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о промышленной безопасности в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В ходе проведения надзорного сопровождения и прокурорской проверки были выявлены нарушения Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ), утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N115, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N103, допущенные ФГБУ "ЦЖКУ" 5 октября 2018 года в период времени с 9 до 18 часов при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения - котельной с инв.N7, расположенной по адресу: "адрес", а именно: в нарушение подпункта 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному сезону не обеспечена надежность теплоснабжения в части эксплуатации здания котельной, деаэратора, пароподогревателей, трубопровода пара котельной, отработавших нормативный срок службы, без проведения экспертизы промышленной безопасности; в нарушение подпункта 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному сезону и пункта 13.2 ПТЭТЭУ не обеспечена безаварийная работа объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей в части эксплуатации тепловых сетей сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока их эксплуатации; в нарушение пункта 6 Правил оценки готовности к отопительному сезону и пункта 2.5.4 ПТЭТЭУ не проведена наладка тепловых сетей; в нарушение подпункта 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному сезону и пункта 5.3.7 ПТЭТЭУ не выполнен план подготовки к работе в отопительный период в части проведения режимно-наладочных испытаний котлов; в нарушение подпункта 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному сезону и пункта 12.11 ПТЭТЭУ не проведены режимно-наладочные работы оборудования химводоподготовки котельной; в нарушение подпункта 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному сезону и пункта 5.3.4 ПТЭТЭУ не
обеспечено функционирование эксплуатационной службы, в части наличия действующих режимных карт на щитах управления котельной; в нарушение пункта 2.8.3 ПТЭТЭУ не обеспечено функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, в части обновления надписей и обозначения на арматуре, КИПиА в соответствии с технологическими схемами.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением заместителя военного прокурора Калужского гарнизона Долгашова В.В. о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 октября 2018 года; решением заместителя военного прокурора Калужского гарнизона Долгашова В.В. от 9 октября 2018 года N442 о проведении проверки; требованием заместителя военного прокурора Калужского гарнизона Долгашова В.В. от 9 октября 2018 года; сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ; уставом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ; справкой по результатам проведенной проверки.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам судом первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательства по делу об административном правонарушении получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо нарушений при их получении допущено не было, в связи с чем отсутствуют основания для признания данных доказательств недопустимыми.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее требования законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С учетом установленных обстоятельств, действия ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ были правильно квалифицированы судьей по статье 9.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалоб, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не были приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), направленные на соблюдения учреждением указанных выше Правил при эксплуатации объекта теплоснабжения.
Доводы жалоб о том, что территориальные органы Ростехнадзора не наделены соответствующими полномочиями для вынесения решений в отношении объектов филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, являются несостоятельными и обоснованно не приняты во внимание судьей районного суда.
Так, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе привлекать специалистов для выяснения возникших вопросов.
Согласно материалам дела, в ходе проведения проверки по эксплуатации подразделениями ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ объектов теплоснабжения в отопительном периоде 2018 - 2019 годов военной прокуратурой Калужского гарнизона был привлечен специалист Приокского управления Ростехнадзора ФИО6, по окончании которых была подготовлена справка на предмет подготовки и эксплуатации объектов теплоснабжения в ОЗП 2018-2019 годах, с указанием выявленных нарушений.
По результатам проведенной прокурорской проверки с учетом выявленных нарушений военной прокуратурой Калужского гарнизона 11 октября 2018 года было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Доводы жалоб о малозначительности совершенного административного правонарушения являются необоснованным.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судья районного суда рассмотрел вопрос о малозначительности совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ административного правонарушения и обоснованно не признал данное правонарушение малозначительным.
Суд второй инстанции, исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ и конкретных обстоятельств дела, учитывая что правонарушение связано с нарушением правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения, не находит оснований для признания административного правонарушения, совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, малозначительным.
Постановление о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание было назначено ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и его имущественного и финансового положения.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 17 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобы защитников ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Рябининой Е.Ю. и Загрядской Е.А. - без удовлетворения.
Судья И.А. СИДОРЕНКОВ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.