Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области Афониной Т.С. на постановление судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 15 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 15 мая 2019 года администрация муниципального района "Дзержинский район" Калужской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, защитник администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области Афонина Т.С. просит отменить постановление судьи как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскании, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 27 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При решении вопроса о подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в статье 23.1 КоАП РФ, согласно которой к компетенции судей отнесено рассмотрение дел, перечисленные в частях 1 и 2 указанной статьи, в том числе и дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, при этом по общему правилу данные дела подсудны мировым судьям.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, то он в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подсудности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Судьей Дзержинского районного суда Калужской области при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области данные требования закона соблюдены не были.
Как следует из материалов дела 12 марта 2019 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Дзержинскому району ФИО3 в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, который начальником отделения ГИБДД ОМВД России по Дзержинскому району ФИО4 был направлен на рассмотрение в Дзержинский районный суд Калужской области.
Вместе с тем, определение должностного лица о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в материалах дела не имеется.
22 марта 2019 года данное дело было принято к производству судьей Дзержинского районного суда Калужской области и рассмотрено по существу с вынесением постановления от 15 мая 2019 года, которым администрация муниципального района "Дзержинский район" Калужской области привлечена к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Однако, судья районного суда не учел, что в силу положений части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области не относится к подсудности районного суда, данное дело подсудно мировому судье судебного участка N 22 Дзержинского судебного района Калужской области.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N623-0-П и от 15 января 2009 года N144-0-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области рассмотрено с нарушением правил подсудности, в связи с чем постановление судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 15 мая 2019 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Калужском областном суде срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.2 - 30.8 КоАП РФ,
судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 15 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.