Судья Калужского областного суда Сидоренков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Сельхозводстрой" Гречаника Ю.И. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сельхозводстрой",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Зеленцова Ю.Л. от 29 августа 2018 года общество с ограниченной ответственностью "Сельхозводстрой" (далее ООО "Сельхозводстрой") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, законный представитель - директор ООО "Сельхозводстрой" Гречаник Ю.И. обжаловал его в Калужский районный суд Калужской области.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Зеленцова Ю.Л. от 29 августа 2018 года оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, законный представитель ООО "Сельхозводстрой" Гречаник Ю.И. просит решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года и постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Зеленцова Ю.Л. от 29 августа 2018 года отменить, принять по делу новое решение, назначив обществу административное наказание в виде предупреждения, либо прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Выслушав защитника ООО "Сельхозводстрой" по доверенности Антохина С.В, поддержавшего жалобу, заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Зеленцова Ю.Л, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Как следует из постановления заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Зеленцова Ю.Л. от 29 августа 2018 года, основанием для привлечения ООО "Сельхозводстрой" к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ явилось то, что в период с 1 января 2018 года по 31 мая 2018 года в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ООО "Сельхозводстрой", расположенным по адресу: "адрес", осуществлялась хозяйственная деятельность, связанная с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником - котельной (топочной), оборудованной газовым котлом, без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выданному ООО "Сельхозводстрой" 7 апреля 2017 года, указанному объекту, расположенному по адресу: "адрес", присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Из постановления должностного лица усматривается, что нарушение ООО "Сельхозводстрой" было допущено до 1 января 2019 года в период действия редакции статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", частью 1 которой предусматривалось, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N219-ФЗ (редакция 28 декабря 2017 года) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" изложена в новой редакции, которой были установлены требования к получению разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При этом следует учитывать правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N2017-О, согласно которой изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Указанные выше изменения, внесенные в статью 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" улучшают положение юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку применительно к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду устраняют требования к осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении постановления должностного лица о назначении административного наказания, в отношении ООО "Сельхозводстрой" в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ подлежат применению положения нормативного акта, улучшающего его положение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Зеленцова Ю.Л. от 29 августа 2018 года и решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО "Сельхозводстрой" подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Суд не усматривает оснований для переквалификации действий ООО "Сельхозводстрой" на статью 8.1 КоАП РФ, поскольку постановлением должностного лица общество привлечено к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, в то время как диспозиция статьи 8.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а данные действия обществу в вину не вменялись.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Зеленцова Ю.Л. от 29 августа 2018 года и решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сельхозводстрой" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Сидоренков И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.