Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В,
судей Ватолиной Ю.А, Клюевой С.А,
при секретаре Копотовой Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонного) на решение Обнинского городского суда Калужской области от 29 января 2019 года по иску Пигаловой Е. Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
УСТАНОВИЛА:
11 декабря 2018 года Пигалова Е.Я, обратившись в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонному) (далее УПФР в г. Обнинске Калужской области (межрайонное), просила обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с момента обращения 02 ноября 2018 года.
В обоснование исковых требований Пигалова Е.Я. указала, что с 04 октября 1988 года по 01 июня 2016 года проживала в г.Жлобин Гомельской области, который подвергся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Вышеуказанная территория соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации согласно Закону Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением УПФР в г. Обнинске Калужской области (межрайонное) от 16 ноября 2018 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием права на нее.
Истец Пигалова Е.Я. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика УПФР в г. Обнинске Калужской области (межрайонное) Царапкина Е.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 29 января 2019 года иск Пигаловой Е.Я. удовлетворен, постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонное) назначить Пигаловой Е.Я. страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с применением норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента обращения - 02 ноября 2018 года.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Обнинске Калужской области (межрайонное) просит отменить данное судебное решение, полагая его незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения представителя Пигаловой Е.Я. - Степина А.С, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и доводы возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 ноября 2018 года Пигалова Е.Я. обратилась в территориальный органа Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Также из материалов дела следует, что в период с 04 октября 1988 года по 01 июня 2016 года проживала в г. Жлобине Гомельской области Республики Беларусь, согласно представленным справкам ЖЭУ N 252 от 28 сентября 2018 года, N 253 от 28 сентября 2018 года, N 901 от 31 августа 2018 года, а также справке ОАО "Белорусский металлургический завод УК холдинга "Белорусский металлургический комбинат" N 2 от 01 января 2019 года.
Согласно справке от 28 сентября 2018 года N139, выданной Жлобинским районным исполнительным комитетом, г. Жлобин Гомельской области Республики Беларусь подвергался радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и согласно пункту 3.1 перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 июня 1992 года N 328, относился по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнении почв цезием-137 составляла от 1 до 5 Ки/кв.км, либо стронцием - 90 - менее 0,5 Ки/кв.км, либо плутонием - 238, 239, 240 - менее 0,02 Ки/кв.км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1 мЗв. Проживающие пользовались льготами по статье 23 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий".
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 года N1623 г.Жлобин с 01 января 2005 года исключен из перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения.
Кроме того, согласно трудовой книжке с 03 августа 1988 года истица работала на различных должностях на Белорусском металлургическом заводе в г. Жлобин Гомельской области Республики Беларусь.
С 24 октября 2018 года Пигалова Е.Я. имеет паспорт гражданина Российской Федерации.
С 31 октября 2018 года истица проживает в Российской Федерации по месту жительства по адресу регистрации: "адрес".
Решением пенсионного органа N 180000071232/315404/18 от 16 ноября 2018 года Пигаловой Е.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права на пенсию по старости по государственному обеспечению в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (не представлено удостоверение, подтверждающее проживание в соответствующей зоне, кроме того, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсия по своей правовой природе не является мерой социальной поддержки).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 стать 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 указанной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая1991 года N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01 июня 1992 года N 328"Об утверждении Перечня территорий (населенных пунктов и объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения" г.Жлобин относился по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнении почв цезием-137 составляла от 1 до 5 Ки/кв.км, либо стронцием - 90 - менее 0,5 Ки/кв.км, либо плутонием - 238, 239, 240 - менее 0,02 Ки/кв.км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1 мЗв, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно договору от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированному Федеральным законом N 227-ФЗ от 07 декабря 2006 года, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).
Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.
В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Признавая отказ пенсионного органа незаконным, суд первой инстанции верно исходил из того, что представленные Пигаловой Е.Я. документы подтверждают факт ее проживания и работы с 1988 года до 2005 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку г. Жлобин Гомельской области подвергался радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, до 2005 года входил в перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляла от 1 до 5 Ки/кв.км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека могла превысить 1 мЗв. Кроме того, на момент обращения за назначением пенсии Пигалова Е.Я. достигла возраста 52 лет, имела достаточный страховой стаж (более пяти лет), в связи с чем имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии.
Довод апелляционной жалобы о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь, с учетом вышеизложенных норм основан на неверном толковании материального права, ввиду чего не может являться основанием к отмене решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Обнинского городского суда Калужской области от 29 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.