Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А,
судей Ватолиной Ю.А, Клюевой С.А,
при секретаре Заморской В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе представителя Смирнова Б. А. - Розена П. Г. на решение Калужского районного суда Калужской области от 15 апреля 2019 года по иску Смирнова Б. А. к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Калужский областной радиотелевизионный передающий центр" о взыскании задолженности по оплате за дежурства в выходные и праздничные дни, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
20 марта 2019 года Смирнов Б.А. обратился в суд с иском к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Калужский областной радиотелевизионный передающий центр", просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за дежурства в праздничные и выходные дни в сумме 669 108 рублей, компенсацию за задержку заработной платы за период с 14 мая 2018 года по 29 апреля 2019 года в размере 47 450 рублей, компенсацию морального вреда - 50 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 25 000 рублей.
В обоснование иска истец указал, что с 1 февраля 2002 года он работал у ответчика в должности начальника станции. За период с апреля 2018 года по февраль 2019 года ему не была выплачена заработная плата за дежурства в выходные и праздничные дни на основании распоряжений работодателя. Всего за указанный период задолженность составила 669 108 рублей.
Смирнов Б.А. в судебное заседание не явился, его представитель Розен П.Г. в суде первой инстанции заявленные требования поддержал.
Представитель ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Калужский областной радиотелевизионный передающий центр" Огородник Е.И. иск не признала.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 15 апреля 2019 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии нового решения об удовлетворении иска.
Заслушав представителя Смирнова Б.А. - Розена П.Г, поддержавшего жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
При этом заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Как правило, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из дела видно, что Смирнов Б.А. до 29 марта 2019 года работал начальником станции РТПЦ Сухиничи в филиале "Калужский областной радиотелевизионный передающий центр" ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
Согласно заключенному с ним трудовому договору от 1 февраля 2002 года, в редакции дополнительных соглашений, Смирнову Б.А. был установлен следующий режим рабочего времени: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота, воскресенье), его заработная плата состояла из должностного оклада, надбавки за профессиональное мастерство, надбавки как работнику, допущенному к государственной тайне. Также предусмотрено, что работнику могут быть установлены стимулирующие выплаты, в том числе надбавка за напряженность труда.
Как следует из условий трудового договора, в редакции дополнительного соглашения от 1 февраля 2007 года (п.п. 4.2.2), из должностной инструкции истца, утвержденной 25 мая 2018 года (п.п. 3.1.1, 3.4.3), начальник станции обязан обеспечивать бесперебойную работу закрепленного оборудования с параметрами, соответствующими требованиям ТУ и ПТЭ, принимать участие в ликвидации аварий, тех. остановок и аварийных ситуаций на оборудовании станции (в том числе и в ночное время).
В период с апреля 2018 года по февраль 2019 года работодателем издавались распоряжения и приказы, в соответствии с которыми в целях обеспечения бесперебойной и качественной работы телерадиовещательной сети, усиления охраны и безопасности объектов филиала в праздничные и выходные дни, назначались ответственные дежурные согласно прилагаемым графикам (в том числе и истец), которым было предписано находиться на телефонной связи, определены их действия по информированию ответственных (оперативных) дежурных, главного инженера, директора филиала в случае нарушений в работе оборудования, других нештатных ситуациях, авариях, чрезвычайных ситуациях. Руководителям подразделений предписано вести учет рабочего времени в случае привлечения работников к устранению аварийных ситуаций.
Не оспаривалось и подтверждается письменными материалами дела, в том числе табелями учета рабочего времени, которые заполнял Смирнов Б.А, что дежурство в указанные дни истцом производилось на телефоне, то есть без явки на рабочее место, каких-либо аварийных, чрезвычайных, нештатных ситуаций на объекте РТПС Сухиничи в указанные дни не возникало.
Поскольку в настоящем случае истец к работе в выходные и нерабочие праздничные фактически не привлекался ввиду отсутствия необходимости (аварийных, чрезвычайных, нештатных ситуаций), целью распоряжений (приказов) работодателя являлось обеспечение работы в случае возникновения таких ситуаций, согласно имеющимся в деле расчетным листкам за период с апреля 2018 года по февраль 2019 года истец получал ежемесячно надбавку за напряженность труда в размере от 28 950 руб. до 52 278 руб, решение суда об отказе в иске является правильным.
Доводы жалобы о том, что истец не мог использовать время дежурства на телефоне по своему усмотрению (не мог отключить телефон, выехать в другой регион и т.п.), правильности выводов суда не опровергают.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Смирнова Б. А. - Розена П. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.