Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А,
судей Пичуковой Л.М, Быковской Е.В,
при секретаре Молчановой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Пичуковой Л.М. дело по апелляционной жалобе министерства экономического развития Калужской области на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 29 марта 2019 года по иску Березовца В. В. к бюджетному специализированному учреждению "Фонд имущества Калужской области", министерству экономического развития Калужской области о признании незаконными действий министерства экономического развития Калужской области по определению рыночной стоимости земельных участков, незаконными действий министерства экономического развития Калужской области по определению начальной цены продажи земельных участков и проведению торгов в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, незаконными действий бюджетного специализированного учреждения "Фонда имущества Калужской области" по проведению торгов в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в связи с нарушением порядка проведения торгов, признании недействительными результатов публичных торгов в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,
по иску Дорофейчева И. М. к министерству экономического развития Калужской области, бюджетному специализированному учреждению "Фонд имущества Калужской области" и Березовцу В. В. о понуждении заключить договор купли - продажи с победителем торгов,
УСТАНОВИЛА:
11 января 2019 года Березовец В.В. обратился в суд с иском к бюджетному специализированному учреждению "Фонд имущества Калужской области", министерству экономического развития Калужской области, просил признать незаконными действия министерства экономического развития Калужской области по определению рыночной стоимости земельных участков, изъятых по решению суда от 10.08.2016 года, по определению начальной цены продажи указанных земельных участков, и проведению торгов 16.10.2017 года, регистрационный номер 480 ПП-28/17 в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, изъятого по решению суда, повлекшие неправильное определение цены продажи земельных участков. Также просил признать действия бюджетного специализированного учреждения "Фонд имущества Калужской области" по проведению торгов 16.10.2017 года, регистрационный номер 480 ПП-28/17 в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда, незаконными, в связи с нарушением порядка проведения торгов, повлекшим неправильное определение цены продажи земельных участков. Признать недействительными результаты публичных торгов 16.10.2017 года, регистрационный номер 480 ПП-28/17 в форме продажи посредством публичного предложения 41 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами: "5"; "32"; "37"; "38"; "40"; "42"; "43"; "44"; "45"; "46"; "47"; "48"; "49"; "50"; "51"; "52"; "53"; "54"; "55"; "56"; "57"; "58"; "59"; "60"; "61"; "32"; "44"; "45"; "12"; "13"; "14"; "15"; "16"; "17"; "27"; "28"; "29"; "30"; "34"; "35"; "36" (лоты NN 1- 41).
В обоснование требований указал, что решением суда данные земельные участки были изъяты у истца с указанием продажи с публичных торгов, способ определения начальной продажной цены изъятых участков, по которой они могут быть выставлены на торгах, не указан. На момент изъятия земельных участков судебным решением действовала единственная установленная цена на изъятые объекты - кадастровая стоимость, однако на торгах начальной ценой участков определена рыночная стоимость, которая значительно ниже кадастровой стоимости. В связи с чем полагает, что торги не могут быть признаны действительными, поскольку существенно нарушены условия формирования стоимости реализуемого имущества. Незаконные действия Фонда имущества выразились в принятии ненадлежащих документов для проведения торгов.
06 марта 2019 года Дорофейчев И.М. обратился в суд с иском к БСУ "Фонд имущества Калужской области", министерству экономического развития Калужской области и Березовцу В.В, просил обязать министерство экономического развития Калужской области заключить договор купли-продажи с победителем торгов, указав, что по итогам проведения продажи земельных участков посредством публичного предложения выиграл 24 лота, однако до настоящего времени договор купли-продажи по количеству выигранных им лотов с ним не подписан.
Определением Дзержинского районного суда Калужской области от 11 марта 2019 года указанные исковые заявления объединены в одно производство.
Березовец В.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Дуванова Е.К. поддержала заявленные исковые требования, возражала против удовлетворения иска Дорофейчева И.М.
Представитель министерства экономического развития Калужской области Соколова О.А, представитель бюджетного специализированного учреждения "Фонд имущества Калужской области" Лукьянова Т.А. возражала против удовлетворения предъявленных исков.
Заинтересованное лицо Дубинин М.С. о времени и месте судебного заседания извещен, не явился.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 29 марта 2019 года постановлено: исковые требования Березовца В.В к бюджетному специализированному учреждению "Фонд имущества Калужской области", министерству экономического развития Калужской области о признании незаконными действий министерства экономического развития Калужской области по определению рыночной стоимости земельных участков, незаконными действий министерства экономического развития Калужской области по определению начальной цены продажи земельных участков и проведения торгов в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, незаконными действий бюджетного специализированного учреждения "Фонда имущества Калужской области" по проведению торгов в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в связи с нарушением порядка проведения торгов, признании недействительными результатов публичных торгов в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения - удовлетворить.
Признать незаконными действия министерства экономического развития Калужской области по определению рыночной стоимости земельных участков, изъятых по решению суда от 10 августа 2016 года.
Признать незаконными действия министерства экономического развития Калужской области по определению начальной цены продажи земельных участков изъятых по решению суда от 10 августа 2016 года и проведению торгов 16.10.2017 года, регистрационный номер 480 ПП-28/17 в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, изъятого по решению суда.
Признать незаконными действия бюджетного специализированного учреждения "Фонд имущества Калужской области" по проведению торгов 16 октября 2017 года регистрационный номер 480 ПП-28/17 в форме продажи посредством публичного предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, изъятого по решению суда.
Признать недействительными результаты публичных торгов 16 октября 2017 года регистрационный номер 480 ПП-28/17 в форме продажи посредством публичного предложения сорок одного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами: "5"; "32"; "37"; "38"; "40"; "42"; "43"; "44"; "45"; "46"; "47"; "48"; "49"; "50"; "51"; "52"; "53"; "54"; "55"; "56"; "57"; "58"; "59"; "60"; "61"; "32"; "44"; "45"; "12"; "13"; "14"; "15"; "16"; "17"; "27"; "28"; "29"; "30"; "34"; "35"; "36" (лоты NN 1- 41).
В удовлетворении исковых требований Дорофейчева И.М. к министерству экономического развития Калужской области, бюджетному специализированному учреждению "Фонд имущества Калужской области" и Березовцу В.В. о понуждении заключить договор купли-продажи с победителем торгов отказать.
В апелляционной жалобе министерство экономического развития Калужской области просит решение суда отменить как не соответствующее требованиям закона и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Березовца В.В.
В возражениях на указанную апелляционную жалобу представитель Березовца В.В. по доверенности Дуванова Е.К. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя министерства экономического развития Калужской области по доверенности Соколовой О.А, просившей отменить решение суда, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда Калужской области от 10 августа 2016 года удовлетворены исковые требования министерства экономического развития Калужской области к Березовцу В.В. об изъятии земельных участков и продаже их с публичных торгов, постановлено изъять вышеуказанные земельные участки, принадлежащие Березовцу В.В, и продать их с публичных торгов, поскольку установлено неиспользование Березовцом В.В. указанных земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение установленного законом срока. Способ определения начальной цены изъятых земельных участков на публичных торгах в решении суда не указан.
20 марта 2017 года между министерством экономического развития Калужской области и индивидуальным предпринимателем Вольхиным А.В. был заключен государственный контракт на оказание услуг по оценке рыночной стоимости имущества - вышеуказанных земельных участков, во исполнение которого последним были подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости изъятых земельных участков.
16 мая 2017 года между министерством экономического развития Калужской области и БСУ "Фонд имущества Калужской области" был заключен договор безвозмездного оказания услуг по организации и проведению торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда.
По итогам проведенного 16 октября 2017 года аукциона по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, изъятых по решению суда от 10 августа 2016 года в связи с неиспользованием по целевому назначению, расположенных по адресу: "адрес", лоты NN 1-41 постановлено: победителем аукциона по лотам N 1-3,5,7,9,11,12,14,15,17-19,21,22,24,27,28,31,32,34-36,41 признать Дорофейчева И.М.; аукциона по лотам NN 4,6,8,10,13,16,20,23,25,26,29,30,33,37-39,40 - Дубинина М.С.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции Федерального закона N 354-ФЗ от 3 июля 2016 года, вступившего в силу в указанной части с 4 июля 2016 года) принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 6 указанного Федерального закона земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции Федерального закона N 354-ФЗ от 3 июля 2016 года, вступившего в силу в указанной части с 4 июля 2016 года) начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с приведенными правовыми нормами публичные торги по продаже изъятого по решению суда земельного участка проводятся уполномоченным органом в порядке, установленном земельным законодательством, но с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом. При этом способ определения начальной продажной цены такого имущества на публичных торгах может быть определен только судом.
Судом установлено, что начальная продажная цена изъятых по решению суда земельных участков, находящихся в собственности гражданина, определялась министерством экономического развития Калужской области, то есть в нарушение установленной законом процедуры.
Однако определение цены имущества, подлежащего реализации на торгах, имеет существенное значение, поскольку непосредственно влияет на организацию, проведение и результат этих торгов.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры по проведению публичных торгов в форме аукциона, поскольку начальная продажная цена изъятых у Березовца В.В. земельных участков определялась министерством экономического развития Калужской области, то есть в нарушении установленной законом процедуры.
Суд установив, несоблюдение БСУ "Фонд имущества Калужской области" требований по проведению торгов в форме аукциона по форме подачи предложений о цене предмета торгов с регистрационным номером N 480 ПП-28/17, признал действия учреждения незаконными.
Суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Дорофейчева И.М. и возложения на ответчика обязанности по заключению с истцом договора купли-продажи земельных участков.
Доводы министерства экономического развития Калужской области о том, что в силу пункта 12 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является рыночная стоимость такого земельного участка или кадастровая стоимость по выбору уполномоченного органа, являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Положения статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а не земельного участка, находящегося в собственности гражданина и изъятого по решению суда, в связи с чем к возникшим правоотношениям не применимы.
Апелляционная жалоба не содержит и иных нашедших свое подтверждение доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 29 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства экономического развития Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.