Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А,
судей Ватолиной Ю.А, Клюевой С.А,
при секретаре Сухановой А.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе представителя Соловьева В. А. - Козловой Н. В. на решение Центрального районного суда города Твери от 7 декабря 2018 года по иску Соловьева В. А. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тверской области", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными и об отмене приказа от 28 июня 2018 года N 172 о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания, приказа от 3 июля 2018 года N 183 о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора, приказа от 5 сентября 2018 года N 226 об увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
27 сентября 2018 года Соловьев В.А. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Тверской области", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными и об отмене приказа от 28 июня 2018 года N 172 о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, приказа от 3 июля 2018 года N 183 о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора, приказа от 5 сентября 2018 года N 226 об его увольнении по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, восстановлении в должности военного комиссара (города Тверь Тверской области), взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 6 сентября 2018 года по день вынесения решения суда, исходя из суммы 2200 руб. 43 коп. в день, компенсации морального вреда в размере 500000 руб.
В обоснование иска указал, что считает указанные приказы незаконными и необоснованными, как изданные без законных оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности и с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации порядка и сроков.
Соловьев В.А. и его представители Козлова Н.В, Александрова Е.Н. в суде первой инстанции заявленные требования поддержали.
Представители ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" Спиридонова Н.А, Ренжин А.А. иск не признали.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Гневышева Е.Г. в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третье лицо Подлужный С.В. вопрос по существу спора оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Решением Центрального районного суда города Твери от 7 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным и отменить приказ военного комиссара Тверской области N183 от 3 июля 2018 года о привлечении Соловьева В.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора;
взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" в пользу Соловьева В.А. компенсацию морального вреда в размере 500 руб.;
в удовлетворении требований в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии по делу нового решения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2019 года дело направлено для апелляционного рассмотрения в Калужский областной суд.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно нее.
Заслушав представителей ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" Волохову В.А. и Спиридонову Н.А. (она же представитель Министерства обороны Российской Федерации), полагавших решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Из дела видно, что Соловьев В.А. с 19 февраля 2010 года работал в отделе (военного комиссариата Тверской области по городу Тверь) начальником отдела, с 1 декабря 2016 года - военным комиссаром (города Тверь Тверской области), что подтверждается заключенным между сторонами трудовым договором с дополнительными соглашениями к нему.
Приказом военного комиссара Тверской области от 28 июня 2018 года N 172 Соловьев В.А. в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Из данного приказа следует, что в ходе служебного расследования установлено, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. 25 июня 2018 года не доложил военному комиссару Тверской области, согласно установленному регламенту, о состоянии дел в военном комиссариате (города Тверь Тверской области), чем не выполнил должностные обязанности надлежащим образом.
В объяснениях от 25 июня 2018 года истец указал, что в установленное время доклада доложил другому лицу, так как думал, что военный комиссар Тверской области в командировке, впредь такого не повторится.
Согласно графику докладов военных комиссаров (муниципальных образований) военному комиссару области по понедельникам и окончании праздничных дней, утвержденному военным комиссаром Тверской области 18 мая 2017 года, являющемуся приложением к указанию военного комиссара Тверской области от 18 мая 2017 года N 2/240, военному комиссару города Тверь установлено время доклада с 11.28 до 11.30 часов.
С данным локальным нормативным актом работодателя истец ознакомлен под роспись 18 мая 2017 года.
Право работодателя принимать локальные нормативные акты закреплено в статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку истец не исполнил возложенную на него локальным нормативным актом работодателя обязанность по докладу военному комиссару области в понедельник 25 июня 2018 года о состоянии дел в военном комиссариате (города Тверь Тверской области), применение к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания приказом от 28 июня 2018 года N 172, вопреки доводам жалобы, являлось правомерным.
Наложенное дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного проступка с учетом обстоятельств, при которых он был совершен, характеризующих истца данных.
Приказом военного комиссара Тверской области от 3 июля 2018 года N 183 Соловьев В.А. в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, выразившимся в превышении должностных полномочий, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Из данного приказа следует, что в ходе заседания четырнадцатого арбитражного апелляционного суда в городе Вологда 24 января 2018 года было обнаружено, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А, подписавший акты выполненных "ИП Белова" работ, не являясь юридическим лицом, превысил свои служебные полномочия.
Указанный приказ решением суда первой инстанции признан незаконным и отменен, в данной части решение суда не обжалуется.
Приказом военного комиссара Тверской области от 5 сентября 2018 года N 226 Соловьева В.А. за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей постановлено уволить по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из данного приказа следует, что 2 августа 2018 года в адрес военного комиссариата Тверской области поступила служебная записка от начальника финансово-экономического отделения ФИО12, из которой следовало, что в ходе внутреннего финансового контроля в финансово-экономическом отделении в Деле N 43 "Журнал операций и первичные учетные документы по расчетам с поставщиками и подрядчиками" (начато 3 июля 2017 года - окончено 31 июля 2017 года) обнаружены акты об оказании услуг, подписанные военным комиссаром (города Тверь Тверской области) Соловьевым В.А.: ГБУЗ "ОКПНД"
- N0000211 (от 6 июля 2017 года), N0000212 (от 7 июля 2017 года), N0000213 (от 7 июля 2017 года), ГБУЗ "Центр им. Аваева"
- N00000306 (от 31 мая 2017 года), ГБУЗ "Вишневолоцкая ЦРБ"
- N00ЦБ
-000424 (от 6 июня 2017 года), ГБУЗ "Ржевская ЦРБ"
- N00000255 (от 8 июня 2017 года), ГБУЗ "Селижаровская ЦРБ"
- акт выполненных работ б/н от 17 мая 2017 года к счету N221, акт выполненных работ б/н от 17 мая 2017 года к счету N224, ГБУЗ "Осташковская ЦРБ" "
- акт выполненных работ б/н к счету N00000274 от 30 мая 2017 года. Соловьев В.А, подписав акты выполненных работ с государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Тверской области, превысил должностные полномочия, так как он не являлся юридическим лицом и не имел права подписывать финансовые документы. В должностных обязанностях и доверенностях, выданных военным комиссаром Тверской области военному комиссару (города Тверь Тверской области) Соловьеву В.А, не предоставляется право на подпись под актами выполненных работ.
При проведении служебного расследования также было установлено, что военный комиссар (города Тверь Тверской области) Соловьев В.А. осуществляет служебную деятельность в 2018 году без доверенности военного комиссара Тверской области. Тем самым он не имеет права издавать приказы в пределах своих полномочий, принимать решения о допуске к государственной тайне в отношении личного состава военного комиссариата, граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, оформлять и подписывать документы воинского учета, лично получать бланки строгой отчетности, производить их оприходование и учет в журнале учета бланков строгой отчетности, хранить в отдельном сейфе, обеспечивать выполнение требований противопожарной безопасности, надлежащее содержание и правильную эксплуатацию имущества, зданий, помещений и территорий.
Мера дисциплинарного воздействия в виде увольнения по соответствующему основанию применена к истцу на основании проведенного служебного расследования, а также в связи с тем, что он имел неснятые дисциплинарные взыскания: замечание (приказ от 28 июня 2018 года N172) и выговор (приказ от 3 июля 2018 года N183).
Из объяснений Соловьева В.А. от 5 сентября 2018 года следует, что акты он подписал по просьбе ФИО15, доверенности военного комиссара области на 2018 год не получал.
Приказом военного комиссара Тверской области от 10 сентября 2018 года N 150 Соловьев В.А. уволен 12 сентября 2018 года по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.
В настоящем случае подписание Соловьевым В.А. актов, обозначенных в приказе от 5 сентября 2018 года N 226, имело место в 2017 году, то есть до наложения на него дисциплинарного взыскания в виде замечания приказом от 28 июня 2018 года N 172, в связи с чем данные события не могли служить основанием для увольнения истца по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Однако также Соловьеву В.А. в качестве дисциплинарного проступка было вменено осуществление служебной деятельности в 2018 году без доверенности военного комиссара Тверской области.
Согласно пунктам 9, 10 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
Доверенности на осуществление служебной деятельности выдает военным комиссарам муниципальных образований военный комиссар (пункт 21 указанного Положения).
В соответствии с заключенным с истцом трудовым договором N46 от 19 февраля 2010 года с учетом дополнительного соглашения к нему от 1 декабря 2016 года работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать локальные нормативные акты работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника, с которыми работник был ознакомлен под роспись, соблюдать трудовую дисциплину.
Согласно должностным обязанностям военного комиссара (города Тверь Тверской области), утвержденным военным комиссаром Тверской области 23 августа 2017 года, с которыми истец ознакомлен под роспись 23 августа 2017 года, военный комиссар (муниципального образования) действует на основании доверенности, выданной военным комиссаром области.
В юридически значимый период (с 29 июня 2018 года и до 5 сентября 2018 года) Соловьев В.А. согласно табелям учета использования рабочего времени присутствовал на работе (осуществлял служебную деятельность) 4 дня (29 июня, 2, 3 июля, 1 августа 2018 года), в остальные дни отсутствовал по различным причинам.
При этом в указанные дни истец при наличии не снятого дисциплинарного взыскания в виде замечания, осуществлял служебную деятельность без доверенности военного комиссара Тверской области, чем продолжил нарушать трудовую дисциплину, совершив вменяемый ему дисциплинарный проступок.
При таких обстоятельствах основания для увольнения истца по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации у работодателя имелись.
Нарушений при проведении процедуры увольнения, которые являлись бы основанием для восстановления истца на работе, вопреки доводам жалобы, работодателем не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Твери от 7 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Соловьева В. А. - Козловой Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.