Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
Председательствующего Алиэскерова М.А,
судей Пичуковой Л.М, Быковской Е.В,
при секретаре Молчановой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пичуковой Л.М. дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Калужского районного суда Калужской области от 17 апреля 2019 года по делу по иску Моисеевой Л. Н. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об исправлении реестровой ошибки, признании недействительными результатов межевания, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
21 декабря 2018 года Моисеева Л.Н. обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ОАО "Российские железные дороги", просила признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером "1" общей площадью 714 101 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером "71" по точкам 4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-4 (площадь наложения 159 кв.м), согласно каталогу координат плана земельного участка, подготовленного ООО "Визир" от 29 ноября 2018 года и исправить реестровую ошибку в государственном кадастре недвижимости; установить фактическую смежную границу между земельным участком с кадастровым номером "1" и земельным участком с кадастровым номером "71" по точкам 4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-4 плана земельного участка, подготовленного ООО "Визир, от 29 ноября 2018 года.
В обоснование требований истица указала, что при проведении межевания принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "71", расположенного по адресу: "адрес", было выявлено наложение границ названного участка на земельный участок с кадастровым номером "1", предоставленный открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Площадь наложения составила 159 кв.м. Границы ее земельного участка существуют на местности с 1989 года и закреплены ограждением. Полагает, что пересечение границ явилось результатом реестровой ошибки при проведении межевания земельного участка ответчика, которое было проведено без учета местоположения её земельного участка и границы СНТ "Росва" в целом и без согласования с истицей, как смежного землепользователя.
Заочным решением Калужского районного суда Калужской области от 23 января 2019 года требования Моисеевой Л.Н. были удовлетворены.
Определением Калужского районного суда Калужской области от 6 марта 2019 года указанное заочное решение отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу.
Моисеева Л.Н, надлежащим образом извещенная о времени и рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась. Её представитель Скабицкая Т.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" Козлова Т.Н. возражала против удовлетворения иска.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, третьи лица СНТ "Росва", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области, Управление Росреестра по Калужской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 17 апреля 2019 года постановлено: исковые требования Моисеевой Л.Н. удовлетворить;
признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером "1", общей площадью 714 101+/-21 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для эксплуатации железной дороги, в части наложения границ с земельным участком Моисеевой Л.Н. с кадастровым номером "71", расположенным по адресу: "адрес" (площадь наложения 159 кв.м), по точкам 4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-4, согласно каталогу координат площади наложения плана земельного участка, подготовленного ООО "Визир" 29 ноября 2018 года;
исправить реестровую ошибку, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером "1", площадью 714 101+/-21 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в части наложения на земельный участок Моисеевой Л.Н, расположенный по адресу: "адрес", в соответствии с каталогом координат в плане ООО "Визир" от 29 ноября 2018 года, отнеся границы данного земельного участка по точкам 4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-4 указанного плана и уменьшив его площадь на 159 кв.м;установить фактическую смежную границу между земельным участком "1", площадью 714 101+/-21 кв.м, расположенным по адресу: "адрес", и земельным участком Моисеевой Л.Н, расположенным по адресу: "адрес", по точкам 4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-4, согласно каталогу координат площади наложения плана земельного участка, подготовленного ООО "Визир" 29 ноября 2018 года;
план земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", изготовленный ООО "Визир" 29 ноября 2018 года, считать неотъемлемой частью решения суда.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Моисеевой Л.Н, возражавшей против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, подлежит исправлению, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Из материалов дела следует, что Моисеевой Л.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "71", расположенный по адресу: "адрес". На участке находится садовый домик. Участок имеет ограждение. Указанный участок поставлен на кадастровый учет 24 марта 1993 года, имеется отметка о том, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 11).
Согласно справке СНТ "Росва", Моисеева Л.Н. является членом данного товарищества с 12 июня 1989 года, использует участок N (л.д. 12).
Как видно из дела, возражений СНТ "Росва" относительно местоположения границ участка истца не имеется.
24 марта 1993 года Моисеевой Л.Н. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 500 кв.м для садоводства, из указанного свидетельства следует, что оно выдано на основании распоряжения городского Головы г. Калуги от 06 ноября 1992 года N 22-44р (л.д. 10).
Земельный участок с кадастровым номером "1" общей уточненной площадью 714 101+/-21 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит Российской Федерации, поставлен на кадастровый учет 18 апреля 2005 года, имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, используется для эксплуатации железной дороги на праве аренды открытым акционерным обществом "Российские железные дороги". Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 18 апреля 2005 года (л.д. 30).
В результате выполнения кадастровых работ выявлено, что граница земельного участка истицы в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает границы земельного участка ответчика, площадь наложения составляет 159 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером "71" сформирован по фактическим границам, существующим на местности более 15 лет и закрепленным с использованием объектов искусственного происхождения (столбы ограждения, углы строения), позволяющим определить местоположение границ данного земельного участка.
Установлено, что земельный участок Моисеевой Л.Н. находится в пределах границ СНТ "Росва", обозначенных ограждением, и соответствующих проекту организации территории садоводческого товарищества "Росва" от 1990 года. При проведении межевания земельного участка ответчика с кадастровым номером "1" местоположение его границ определено без учета фактического расположения земельного участка истца.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено и то, что определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 24 декабря 2015 года и решением Калужского районного суда от 7 ноября 2017 года исправлена реестровая ошибка в государственном кадастре недвижимости в части наложения границ земельного участка с кадастровым номером "1" на земельные участки с кадастровыми номерами "153" и "75", являющихся соответственно смежным и рядом расположенным участками с земельным участком истца Моисеевой Л.Н.
С учетом изложенного, принимая во внимание также, что земельные участки истца и ответчика относятся к разным категориям земель, суд пришел к правильному выводу о наличии реестровой ошибки, допущенной при постановке участка ответчика на кадастровый учет, и необходимости ее исправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что границы земельного участка с кадастровым номером "1" определены в установленном законом порядке, а также с учетом сложившегося землепользования и на основании ранее утвержденных размеров и границ полос отвода опровергаются вышеприведенными доказательствами.
Апелляционная жалоба не содержит нашедших свое подтверждение доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.