Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2019 г. N 31-АПА19-14 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики
под председательством судьи ОрловойИ.Н,
при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А,
при участии старшего прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва Паутова Олега Владимировича об признании незаконным решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N 09/02,
установил:
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 6 июня 2019 года N 85/345-6 "О назначении дополнительных выборов депутата Государственного Совета Чувашкой Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16" назначены дополнительные выборы депутата Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16 на 8 сентября 2019 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 9 июня 2016 года N 142/1106-V, в числе прочего, возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на Ленинскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию.
Решением Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N 09/02 Каракулов Николай Александрович зарегистрирован кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16.
Паутов О.В. зарегистрированный кандидат по тому же избирательному округу, действуя через представителя Майрукову Л.И, обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N 09/02.
Заявленное требование мотивировано тем, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято при наличии достаточных данных для отказа в регистрации кандидата Каракулова Н.А. на основании подпунктов "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку документы, представленные в избирательную комиссию были оформлены с нарушением требований закона, а именно, в заявлении Каракулов Н.А. указал недостоверные паспортные данные; недостоверные сведения о дипломе, выданном.., в то время как он имеет диплом о профессиональном образовании, выданном... В избирательную комиссию не был представлен надлежащий документ, подтверждающий сведения об основном месте работы и занимаемой должности, поскольку представленная выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ЧРОО ЗПП "... " таковой не служит. Также в представленном заявлении содержатся сведения о принадлежности к политической партии "... ". В последующем, кандидат приложил справку, содержащую сведения о том, что он является членом... Копия его паспорта изготовлена на нескольких страницах, но заверительная надпись имеется лишь на первой странице копии документа, при том, что информации о том, что документ сброшюрован и пронумерован не имеется, чем нарушен порядок заверения многостраничных документов, предусмотренный пунктом 2.51 Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях, утв. Приказом Росархива от 11 апреля 2018 года N 44.
В судебном заседании представитель административного истца Паутова О.В. Майрукова Л.И. поддержала заявленное требование.
Представители административного ответчика Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии Куприна А.В, заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. в судебном заседании заявленное требование не признали, указывая, что допущенные технические неточности заявления Каракулова Н.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики не служили основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заинтересованное лицо Каракулов Н.А. и его представитель Волков В.М. также возражали против заявленного административного иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А,
полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, признав возможным в соответствии с требованиями норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения искового заявления, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктами "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1); соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (пункт 2).
Как видно из материалов дела, постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 3 июля 2019 года N 87/359-6 заверен список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашкой Республики шестого созыва, выдвинутых Чувашским республиканским отделением политической партии "... " по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16", в который включен Каракулов Н.А.
9 июля 2019 года в Ленинскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию поступило заявление Каракулова Н.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашкой Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16", в котором имеются, в числе прочего, следующие сведения:
- вид документа - паспорт серии... ;
- профессиональное образование -...
- основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий) -...
- член партии политическая партия "... ".
Оспариваемое решение принято на заседании Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии, состоявшемся 25 июля 2019 года, девятью из тринадцати членов территориальной избирательной комиссии, при наличии необходимого кворума (выписка из протокола N 9).
Подпунктами "а" и "б" части 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрена обязанность кандидата вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представить копию паспорта, заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения предусмотрены частью 3 статьи 28 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики".
В Ленинскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию Каракуловым Н.А, в числе прочего, представлены:
- паспорт гражданина...
- диплом, выданный...
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 3 июля 2019 года в отношении Чувашской республиканской общественной организации защиты прав потребителей "... ", содержащая сведения о том, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Председатель Правления Каракулов Н.А.;
- справка от 7 июля 2019 года N 15, выданная первым секретарем Чувашского республиканского комитета "... "... содержащая сведения о том, что Каракулов Н.А. является членом Чувашского республиканского отделения "... " с 2018 года, состоит в Чебоксарском городском отделении.
Оценив указанные кандидатом Каракуловым Н.А. в заявлении сведения о серии, номере и дате выдачи паспорта, коде органа, выдавшего паспорт и сопоставив их со сведениями, имеющимися в представленной копии паспорта Каракулова Н.А, суд находит обоснованными доводы представителя административного истца о неверном указании кандидатом в заявлении номера паспорта вместо верного "... " - неверного "... ".
Между тем, данное обстоятельство не служит основанием для вывода суда о предоставлении кандидатом недостоверных сведений, а лишь свидетельствует о допущенной опечатке в сведениях номера паспорта кандидата Каракулова Н.А.
Не служит основанием для вывода суда о недостоверности сведений представленных кандидатом Каракуловым Н.А. о профессиональном образовании, поскольку неверно указанный номер диплома "... " вместо верного - "... " также свидетельствует о допущенной опечатке в заявлении.
Таким образом, кандидатом Каракуловым Н.А. соблюдены положения избирательного законодательства об указании в заявлении сведений о серии, номере и дате выдачи паспорта, коде органа, выдавшего паспорт, наименовании организации, осуществлявшей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании, которые подтверждены соответствующими копиями паспорта и диплома.
Кроме того, предоставленное пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ право избирательной комиссии для выявления допущенных неточностей в заявлении и уведомления кандидата о необходимости их устранения, избирательной комиссией выполнено не было, в то время как указанные недостатки являются устранимыми.
Согласно статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения, в числе прочего, возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; назначения на должность или утверждения в должности.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Статьей 8 названного закона определено, что высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган.
В силу статьи 1, пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании юридических лиц; записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
По смыслу названных правовых норм, сведения единого государственного реестра юридических лиц носят информативный и достоверный характер и служат основанием для использования содержащихся в нем сведений для третьих лиц.
Согласно подпункта "л" пункта 1 статьи 5 того же закона в состав сведений единого государственного реестра юридических лиц включены сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В действующем избирательном законодательстве отсутствует прямое указание на вид документа, которым могут быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусмотрено обязательное представление в подтверждение данного обстоятельства в отношении руководителя организации копии трудовой книжки либо протокола собрания.
Следовательно, представленная кандидатом Каракуловым Н.А. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 3 июля 2019 года в отношении Чувашской республиканской общественной организации защиты прав потребителей "... ", содержащая сведения о председателе Правления Каракулове Н.А, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, служит документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата и занимаемой им должности, содержащиеся в ней сведения с достоверностью подтверждают основное место работы кандидата Каракулова Н.А.
Таким образом, кандидатом Каракуловым Н.А. соблюдены положения избирательного законодательства о необходимости указания в заявлении достоверных сведений об основном месте его работы.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к политической партии содержатся в пункте 2 той же статьи Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", к которым отнесены:
а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
По смыслу названных норм, членство в региональном отделении политической партии обусловлено членством в самой политической партии. Таким образом, указание кандидатом Каракуловым Н.А. своего членства в политической партии "... " свидетельствует о достоверности представленных сведений.
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что при регистрации Каракулова Н.А. кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16 территориальной избирательной комиссии нарушений действующего избирательного законодательства допущено не было, в связи с чем, административное исковое заявление, предъявленное зарегистрированным кандидатом Паутовым О.В. не подлежит удовлетворению в связи с необоснованностью.
Довод административного истца о необходимости предъявления кандидатом копии паспорта в сброшюрованном и пронумерованном виде не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения, поскольку Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях, утв. Приказом Росархива от 11 апреля 2018 года N 44, разработана в целях совершенствования делопроизводства и повышения эффективности работы с документами путем регламентации на единой правовой и методической основе правил подготовки документов, технологий работы с ними, организации их текущего хранения и подготовки к передаче в архив организации (пункт 1.2) и не может быть применена при предъявлении копий документов в избирательную комиссию.
Кроме того, необходимости предъявления кандидатом копии паспорта в сброшюрованном и пронумерованном виде подпунктом "а" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не предусмотрено.
Руководствуясь ст. ст.
178-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Паутову Олегу Владимировичу в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N 09/02 "О регистрации Какарулова Николая Александровича кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Привокзальному одномандатному избирательному округу N 16".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.